• 18 июня 2024 15:55

    Ледостойкая платформа «Северный полюс» вернулась в Санкт-Петербург

    Научно-экспедиционное судно выйдет в следующий рейс в сентябре 2024 года

    Ледостойкая платформа (ЛСП) «Северный полюс», входящая в состав экспедиционного флота Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), завершила свой первый рейс в Арктику и вернулась в Санкт-Петербург. Об этом сообщает пресс-служба института.

    Как отмечают в ААНИИ, новое научно-экспедиционное судно (НЭС), построенное для поддержки работы дрейфующих полярных станций «Северный полюс», «прекрасно показало себя в сложнейших климатических условиях и полностью оправдало свое назначение, открыв новую эру в истории полярных исследований».

    За 20 месяцев работы станции «Северный полюс-41», впервые дрейфовавшей при поддержке ледостойкой платформы, проведено 50 междисциплинарных научных исследований, отработаны варианты судовой и авиаротации экспедиционного состава, получен большой опыт использования платформы в экстремальных ситуациях.

    «После технического обслуживания и подготовки платформа вновь выйдет в рейс. Экспедиция «Северный полюс-42» отправится в Арктику в сентябре этого года. Спектр научных работ будет существенно расширен, в том числе для обеспечения безопасной и устойчивой навигации на трассе Северного морского пути», — рассказал директор ААНИИ Александр Макаров.

    Дрейфующая станция «Северный полюс-41», организованная на новом технологическом уровне, была открыта 2 октября 2022 года. Ледостойкая платформа первоначально была пришвартована к кромке ледового поля площадью около 42 кв. км, где ученые развернули полевые научные лаборатории. В апреле 2023 года состоялась первая ротация экспедиционного состава. В августе 2023 года НЭС «Академик Трешников» доставило полярникам продукты и новое оборудование, а также смену судового состава. В этот же период платформа перешвартовалась к новому, более устойчивому к разрушению ледовому полю. В мае 2024 года, пройдя от точки старта в районе Новосибирских островов около 3 000 морских миль, ЛСП «Северный полюс» вышла в открытую воду в районе архипелага Шпицберген и самостоятельно вернулась в Мурманск.

    Экспедиция «Северный полюс-41» стала продолжением отечественной программы дрейфующих полярных станций, которую в 2013 году пришлось свернуть из-за таяния льдов в Арктике. Для возобновления программы, на Адмиралтейских верфях было построено, не имеющая аналогов ледостойкая платформа, ставшая для полярников одновременно транспортом, домом, научно-исследовательским центром и даже измерительным прибором — в корпус ЛСП вмонтированы датчики, которые помогут изучить ледовую обстановку.

    «Северный полюс» — научно-экспедиционное судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжелые вертолеты типа Ми-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до -50° и влажности 85%. Основные тактико-технические характеристики ЛСП: длина — 83,1 м; ширина — 22,5 м; водоизмещение — около 10390 тонн; мощность ЭУ — 4200 кВт; скорость — не менее 10 узлов; прочность корпуса — Arc8; автономность по запасам топлива — около 2 лет; срок службы — не менее 25 лет.

    Экспедиция «Северный полюс-41» (СП-41) стала продолжением программы комплексных дрейфующих исследований в высоких широтах Арктики, основанной советскими учеными. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая арктическая станция «Северный полюс-1» начала работу 21 мая 1937 года. На протяжении 75 лет дрейфующие станции выполняли комплексные исследования. В 2013 году программа была приостановлена почти на 10 лет из-за критического состояние льда. В 2022 году программа была возобновлена на технологически новом уровне — экспедиция проводится при поддержке ЛСП «Северный полюс».

    Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) — ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике. За 100 лет научной работы специалисты института организовали около 1,1 тыс. экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации.


25 октября 2024

19:00 НЭС «Академик Трешников» отправилось в антарктическую кругосветную экспедицию
18:53 Паром «Балтийск» вернулся на линию Усть-Луга — Балтийск после ремонта
18:49 ФТС России увеличила перечисления в бюджет в январе‒сентябре 2024 года на 11,5% — до 5 трлн рублей
18:41 Архангельский филиал Росморпорта получил в управление буксир «Толбухин»
18:28 «Метеоры» перевезли 45 тыс. пассажиров между Петербургом и Кронштадтом в навигацию 2024 года
18:22 Петербургский международный газовый форум собрал более 34 тыс. участников из 54 стран
18:03 Навигация 2024 года в смешанном пункте пропуска Амурзет на границе с Китаем закроется с 26 октября
17:45 Итоги рабочей недели с ПортНьюс: 21 - 25 октября 2024 года
17:24 Перевозки пассажиров во ВВП России в январе‒сентябре 2024 года увеличились на 10,2%
17:08 Мурманский балкерный терминал вложил 130 млн рублей в капремонт портального крана
16:49 Китайское подразделение РС открыло второй офис в Шанхае
16:35 На реконструкцию объектов акватории и причалов морского порта Туапсе выделяется около 190 млн рублей
16:12 НЭС «Михаил Сомов» достигло последний точки маршрута в рейсе по снабжению полярных станций
15:51 Эльвира Набиуллина: Российские компании все чаще сталкиваются с проблемами в логистике
15:48 Владелец и оператор контейнеровоза Dali выплатит $100 млн за разрушение моста в Балтиморе (США)
15:24 Реконструкцию мола морского порта Холмск (Сахалин) планируется завершить в декабре 2025 года
14:30 РС завершил техническое наблюдение за строительством плавучего нефтехранилища «Необетон 002»
14:17 «ГАМА» испытала системы дистанционного управления пассажирским судном в Нижнем Новгороде
13:55 ЦБ повысил ключевую ставку до 21% годовых
13:43 Срок окончания строительства пирса в селе Никольское (Камчатка) сдвинут на 2025 год
13:27 РС готовит к открытию универсальный лабораторный центр в Санкт-Петербурге
13:03 Единая валюта БРИКС может быть создана на основе золотого стандарта
12:29 Паром в сопровождении ледокола выполнил пробный рейс по маршруту Жатай — Техтюр (Якутия)
11:49 Теплоходы 26 октября завершат навигацию 2024 года по Амуру между Благовещенском и Хэйхэ (КНР)
11:31 Ярославский опытно-промышленный нефтемаслозавод разрабатывает проект плавучей АЗС
11:10 Находкинский судоремонтный завод заложил два краболова проекта GM 5.03
10:55 Мощность Зернового терминального комплекса «Тамань» планируют увеличить почти в 1,5 раза
10:27 Грузооборот крупнейших портов Индии в сентябре 2024 года вырос на 6% — до 65 млн тонн
09:56 В Находкинском морском торговом порту проверят соблюдение требований природоохранного законодательства
09:22 Пассажироперевозки в Енисейском и Байкало-Ангарском бассейнах в навигацию-2024 выросли на 4% — до 1,9 млн
08:59 В порту Владивосток открыт пункт пропуска, реконструированный в пределах терминала «Морской порт «Суходол»
08:41 Обзор: Опасения по поводу поставок СПГ вызваны напряженностью на Ближнем Востоке
08:18 Генсек ООН поддерживает продолжение переговоров по вопросу обеспечения свободы судоходства в Черном море
08:00 Компания «Грейн Гейтс» за первые три месяца сезона 2024/25 увеличила экспорт зерна на 10% — до 4 млн тонн

24 октября 2024

19:00 Перевалка зерна на терминалах «Деметра-Холдинг» в январе‒сентябре 2024 года выросла на 11,2% — до 9,9 млн тонн
18:31 Владимир Путин: Россия — один из лидеров по вкладу в сокращение выбросов парниковых газов
18:09 Французская компания намерена построить крупный контейнеровоз исключительно на ветряных парусах
17:44 Чистая прибыль НМТП за январь‒сентябрь 2024 года выросла в 1,5 раза — до 33,9 млрд рублей
17:23 Архангельская область хочет привлечь Китай к совместному производству контейнерного оборудования
17:05 За навигацию 2024 года Кинешма (Ивановская область) примет 201 судно от 20 круизных компаний
16:46 Акваторию Сахалина до 2030 года освободят еще от 65 затонувших судов
16:28 На заводе «Янтарь» подготовили буксир «Шквал» к зимнему сезону и очередному предъявлению РКО
16:07 Цимлянский судомеханический завод завершил строительство земснаряда проекта Ц490ДМ1 для Ленского бассейна
15:34 Вячеслав Володин: Развитие речного пассажирского транспорта должно получить дополнительное финансирование
15:23 На рынок стран БРИКС приходится около 50% российского экспорта рыбопродукции
15:09 Владимир Путин призвал увеличить инвестиции в большие инфраструктурные и технологические проекты стран БРИКС
15:06 Из акваторий пяти дальневосточных регионов в 2024 году подняли и утилизировали 25 судов
14:50 Опубликован проект обновленных Обязательных постановлений в порту Сочи
14:32 Загрузка контейнерных складов ВМТП с сентября снизилась на 10 п. п.
14:14 ВАРПЭ: в мире нарушена налаженная логистика поставок рыбной продукции
14:09 Китай сократил импорт сырой нефти в январе-сентябре на 2,8%
13:51 Теплоход «Адмирал Невельской» выполнит дополнительный рейс на Курилы 26 октября 2024 года
13:43 ВАРПЭ: Без экспортных пошлин продажи российской рыбопродукции на мировых рынках могли бы быть на $200–210 млн больше
13:32 Инициированный Свердловской областью проект «Сухой порт» обеспечит связь СМП и Транссиба с Китаем
13:10 Импорт угля Китаем в январе-сентябре 2024 года вырос на 12% год к году
12:46 Портовые и судоремонтные мощности Енисейского речного пароходства оснащены новым оборудованием
12:32 Кредиторская задолженность рыбопромышленных предприятий на 1 октября 2024 года превысила 1,1 трлн рублей
12:28 Чистый убыток завода «Красное Сормово» за январь‒сентябрь 2024 года вырос на 40% — до 1,2 млрд рублей
12:11 FESCO за 9 месяцев 2024 года в 4 раза увеличила перевозки контейнеров между Китаем, Индией и Санкт-Петербургом
11:54 На ПЭБ «Академик Ломоносов» из-за шторма отключилась реакторная установка
11:35 Пассажирские перевозки по речным маршрутам в Хабаровске в навигацию 2024 года снизились на 12%
11:17 Прокуратура проверяет обоснованность повышения тарифов на паромной переправе Якутск — Нижний Бестях
10:59 Бухту Эмма (Чукотка) очистили от трех затонувших судов
10:44 На атомоходе проекта 22220 «Якутия» начались швартовные испытания паротурбинной установки правого борта
10:26 В Саратовской области до конца 2024 года запустят комплекс для перевалки зерна на водный транспорт
10:09 Сухогрузный терминал Батумского морского порта оснастили новым краном «Аист» грузоподъемностью 40 тонн
09:46 В Андаманском море проходит военно-морское учение «Марумекс-2024» с участием ВМФ России и ВМС Мьянмы
09:28 Ремонт СПБУ «Мурманская» пройдет на верфи «Зун Кват» (Вьетнам) под техническим наблюдением РС
09:07 Пермская судоверфь проведет межнавигационный ремонт парома проекта 603 «СП-2»
08:45 MOL построит и будет управлять судном FSRU по тайм-чартерному контракту с сингапурским оператором СПГ терминала