В августе научно-экспедиционное судно будет готово к выходу в очередной рейс
Дрейфующая станция «Северный плюс-41» завершила работу в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс» самостоятельно вышла из ледового поля, с которым дрейфовала более восьми месяцев, в районе архипелага Шпицберген и прошла более 30 морских миль до открытой воды. Судно легло в дрейф в ожидании благоприятных погодных условий и ледовой обстановки для начала движения в порт Мурманска. Оттуда полярников самолетом доставят в Санкт-Петербург, сообщает пресс-служба Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).
За 19 месяцев, с начала работы в октябре 2022 года, станция «Северный полюс-41», развернутая на базе научно-экспедиционного судна (НЭС) ЛСП «Северный полюс», преодолела около 3 тыс. морских миль. Генеральный дрейф от точки старта в районе Новосибирских островов составил более 900 морских миль. За период работы станции выполнена программа из 50 направлений междисциплинарных научных исследований, включающих изучение природных компонентов Арктического региона от дна Северного ледовитого океана до стратосферы.
«Экспедиция «Северный полюс-41» стала большим успехом российских ученых, конструкторов и судостроителей. Уникальный, а десять лет назад, казалось, фантастический проект, задуманный в стенах Арктического и антарктического научно-исследовательского института, был реализован и полностью подтвердил свою целесообразность не только с научной, но и с экономической стороны. На десятки лет мы будем обеспечены актуальными данными о состоянии природной среды Арктики и укрепим свои научные позиции в высоких широтах. Завершающаяся экспедиция принесла обширный объем научной информации, которая уже анализируются нашими учеными. В августе судно будет готово к выходу в очередной рейс. Дрейфующая станция «Северный полюс-42» начнет свою работу уже осенью этого года», — прокомментировал директор ААНИИ Александр Макаров.
Дрейфующая станция «Северный полюс-41» была открыта 2 октября 2022 года в точке с координатами 82°37’ с.ш. 155°31’ в.д. Ледостойкая платформа «Северный полюс» была пришвартована к кромке ледового поля площадью около 42 кв. км, на лед выгружено научное оборудование, транспорт и техника. В апреле 2023 года состоялась первая ротация экспедиционного состава станции. Смена полярников состоялась на льду в 200 км от Северного полюса. Для доставки полярников использовался аэродром на научно-исследовательском стационаре «Ледовая база Мыс Баранова» на Северной Земле и ледовый лагерь «Барнео». В августе 2023 года к дрейфующей станции отправилось НЭС «Академик Трешников», доставившее продукты, научное оборудование и смену судового состава. В этот же период ЛСП «Северный полюс» перешвартовалась к новому, более устойчивому к разрушению ледовому полю.
ЛСП «Северный полюс» стала третьим по счету судном научно-экспедиционного флота ААНИИ. Проект 00903 разрабатывался в сотрудничестве Росгидромета, КБ «Вымпел» и института. Контракт на проектирование и строительство ЛСП был подписан весной 2018 года. Строительство велось на Адмиралтейских верфях. Судно было спущено на воду в декабре 2020 года. В августе 2022 года ЛСП «Северный полюс» была передана в эксплуатацию.
«Северный полюс» обладает функционалом научно-исследовательского центра и предназначен для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Основные тактико-технические характеристики ЛСП: длина — 83,1 м; ширина — 22,5 м; водоизмещение — около 10390 тонн; мощность ЭУ — 4200 кВт; скорость — не менее 10 узлов; прочность корпуса — Arc8; автономность по запасам топлива — около 2 лет; срок службы — не менее 25 лет.
Подробнее о ледостойкой платформе и о том, что первый научный рейс «Северного полюса» может быть совмещен с проверкой работы судна в ледовых условиях читайте в Спецпроекте «ПортНьюс» >>>>