1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. MABUX: Перевод мирового судоходного флота на «зеленый» аммиак потребует глобальные инвестиции в $2 трлн

1 февраля 2024   13:40

MABUX: Перевод мирового судоходного флота на «зеленый» аммиак потребует глобальные инвестиции в $2 трлн

Ключевым вопросом будет необходимость логистических связей между местами производства и потребления «зеленого» аммиака

По итогам 5-й недели 2024 года мировые бункерные индексы показали умеренный рост. Индекс 380 HSFO увеличился на $13,81 — с 502,49 USD/MT на прошлой неделе до 516,3 USD/MT и находится уверенно выше отметки в $500. Индекс VLSFO прибавил $23,51 (675 USD/MT против 651,49 USD/MT на прошлой неделе). Индекс MGO подорожал на $24,5 (с 894,19 USD/MT на прошлой неделе до 918,69 USD/MT), побив отметку в $900. На момент написания материала на рынке отмечалась умеренная нисходящая коррекция, говорится в обзоре MABUX, предоставленном ИАА «ПортНьюс».

Разница в цене между 380 HSFO и VLSFO (Global Scrubber Spread, SS) продолжила направленный рост: плюс $9,7 ($158,7 против $149 на прошлой неделе). Среднее недельное значение увеличилось на $14,35. В Роттердаме SS Spread вырос на $5 (с $124 на прошлой неделе до 129), уверенно находясь выше отметки в $100, среднее недельное значение увеличилось на $12,16. В Сингапуре разница в цене 380 HSFO/VLSFO увеличилась на $6 ($195 против $189 на прошлой неделе), в течение недели однократно пробивая отметку в $200. Среднее недельное значение выросло на $26,67. Продолжающийся устойчивый тренд на увеличение SS Spread повышает рентабельность использования самого дешевого на данный момент высокосернистого топлива HSFO в комбинации со скруббером, полагают аналитики.

Ожидается, что глобальная нефтегазовая отрасль потратит более $1 трлн на поставки природного газа, что обусловлено прежде всего спросом на газ в Европе. Из этой суммы $223 млрд будут направлены на разработку и эксплуатацию новых месторождений по добыче газа для поставок в Евросоюз. Спрос на газ в Европе в данный момент переживает структурный спад, но континент нуждается в поставках для замены российского трубопроводного газа, который был его основным источником до 2022 года. После сокращения поставок российского газа Европа перешла на сжиженный природный газ (СПГ) и увеличила поставки по трубопроводам из Норвегии и Африки. На крупнейшие компании ExxonMobil, Shell, TotalEnergies, Equinor и Eni придется большая часть расходов по развитию нефтегазового сектора. Вместе эти пять компаний собираются потратить в общей сложности $144 млрд на поставки газа в Европу в течение следующего десятилетия.

Цена на СПГ в качестве бункерного топлива в порту Роттердам (Нидерланды) продолжила снижение и достигла 31 января уровня в 606 USD/MT (минус $2,75 по сравнению с прошлой неделей). Разница в цене между СПГ и конвенционным топливом на 31 января также продолжила расти и составила $200 в пользу СПГ против $169 неделей ранее: MGO LS котировалось в этот день в порту Роттердам на уровне 806 USD/MT.

В течение недели индекс MDI (соотношение рыночных бункерных цен MABUX MBP Index и цифрового бункерного эталона MABUX DBP Index) регистрировал следующие тренды в портах Роттердам, Сингапур, Фуджайра и Хьюстон: 

В сегменте 380 HSFO все четыре выбранных порта находились в зоне недооценки. Средние недельные значения недооценки выросли на 2 пункта в Роттердаме, 7 пунктов в Сингапуре, 1 пункт в Фуджайре и 15 пунктов в Хьюстоне. MDI индекс в Фуджайре стабильно превышает отметку в $100.

В сегменте VLSFO, согласно MDI, три порта: Сингапур, Фуджайра и Хьюстон находятся в зоне переоценки. Средние недельные уровни переоценки выросли на 14 пунктов в Сингапуре, 3 пункта в Фуджайре и 4 пункта в Хьюстоне. Единственным недооцененным портом в этом сегменте бункерного топлива остается Роттердам, где средний уровень недооценки снизился на 7 пунктов.

В сегменте MGO LS MDI фиксировал недооценку этого вида топлива во всех четырех выбранных портах. Средние недельные уровни недооценки показали рост в Роттердаме на 9 пунктов, в Сингапуре на 5 пунктов и в Фуджайре на 36 пунктов. MDI индекс в Хьюстоне не изменился.

Общая динамика MDI индекса в крупнейших хабах мира остается в фазе разнонаправленных изменений.

В новом исследовании Оксфордского университета указывается, что глобальные инвестиции в размере около $2 трлн потребуются для финансирования инфраструктуры для перевода мирового судоходного флота на использование преимущественно «зеленого» аммиака в качестве топлива. Эти инвестиции не включают стоимость модернизации существующих двигателей или создание новых двигательных установок. Одним из ключевых вопросов при переходе на «зеленый» аммиак будет необходимость логистических связей между местами, где топливо будет производиться, и пунктами основного спроса на это топливо. Наибольшие потребности в инвестициях для производства и возможности имеются в Северной и Западной Австралии, которая, по прогнозам, станет основным поставщиком на азиатские рынки. Крупные производственные кластеры также прогнозируются в Чили (для удовлетворения спроса в Южной Америке), Калифорнии (для удовлетворения спроса на западе США), Северо-Западной Африке (для удовлетворения спроса в Европе) и на юге Аравийского полуострова (для удовлетворения местного спроса и в части Южной Азии). Вместе с тем, Европа, вероятно, станет ключевым регионом с точки зрения спроса на аммиак, но будет производить лишь небольшое количество топлива.

Порт Роттердама сообщил, что объем ископаемого бункерного топлива, поставленного в четвертом квартале 2023 года, упал до 1,9 млн тонн — на 15% меньше, чем в предыдущем квартале, и на 25% в годовом исчислении. Продажи биосмесей судового топлива в четвертом квартале 2023 года составили 233 тыс. тонн, что больше, чем 183,5 тыс. тонн в предыдущем квартале, но ниже, чем 269,7 тыс. тонн, достигнутых в последнем квартале 2022 года. Общий объем продаж ископаемых видов бункерного топлива за 2023 год в целом составил более 9 млн тонн, что на 7% меньше, чем в 2022 году. Общий объем поставленного биосмешанного судового топлива за 2023 год также снизился — с 790,8 тыс. тонн до 751,6 тыс. тонн. Продажи СПГ в последнем квартале 2023 года составили 148,9 тыс. куб. м, что меньше, чем 204,4 тыс. куб. м в предыдущем квартале, но почти в 3 раза превышает объем продаж в 58,6 тыс. куб. м в четвертом квартале 2022 года. Продажи СПГ за 2023 год в целом составили 619,2 тыс. куб. м, что более чем на 50% больше, чем в 2022 году.

«Мы полагаем, что восходящий тренд будет преобладать в динамике мировых бункерных индексов на следующей неделе», — заключают аналитики MABUX.

Новости от 10 декабря 2024 г.

9 декабря 2024