Прогноз по рейтингу стабильный
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности ПАО «Совкомфлот» (СКФ) на уровне ruAAA. Прогноз по рейтингу стабильный. Агентство положительно оценило профиль бизнес-рисков компании. Устойчивость к внешним шокам отрасли морских перевозок оценена на нейтральном уровне, соответствующему оценке отрасли ключевых грузоотправителей — вертикально интегрированных нефтяных и газовых компаний. При этом принимаются во внимание волатильность мирового спроса и цен на энергоресурсы, цикличность в списаниях старого флота и заказов операторов на новые суда, которые сильно влияют на мировой спрос на тоннаж и ставки фрахта, сообщает пресс-служба агентства.
При этом барьеры для входа в отрасль оценены как очень высокие, преимущественно ввиду очень высокой капиталоемкости сектора и уникальных компетенций в эксплуатации специализированного арктического флота.
Рыночные и конкурентные позиции оцениваются позитивно. «Компания является крупнейшим российским оператором флота танкеров классов Suezmax, Aframax, MR, СПГ-газовозов, а также ледокольных судов снабжения. Компания оперирует достаточно молодым флотом средним возрастом 13 лет. Накопленный износ по данным финансовой отчетности составлял 41%. В рамках индустриального сегмента (обслуживания шельфовых проектов и транспортировки газа) компания заключает долгосрочные тайм-чартерные контракты с фиксированными ставками, соизмеримые с проектным сроком функционирования обслуживаемых проектов», — сказано в сообщении.
Ключевые проекты включают «Сахалин-1» и «Сахалин-2», работу на терминалах Варандей (дочернее общество ПАО «Лукойл»), проекте «Новый Порт» и платформе «Приразломная», а также СПГ-проектах с участием ПАО «НОВАТЭК»: «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2». В рамках конвенционального сегмента, включающего транспортировку сырой нефти и нефтепродуктов, компания заключает в том числе долгосрочные тайм-чартерные контракты для снижения влияния волатильности рыночных фрахтовых ставок. Агентство положительно оценивает предсказуемость выручки благодаря росту объемов тайм-чартерных контрактов в результате заключения долгосрочных тайм-чартерных контрактов в конвенциальном сегменте. По состоянию на 30 июня 2023 года доля выручки тайм-чартерного эквивалента, заработанная благодаря тайм-чартерным контрактам, составила 61%, из которых 30% приходится на индустриальный сегмент, 31% — на конвенциональный. Совокупная законтрактованная выручка компании как в индустриальном, так и конвенциональном сегментах без учета долей в совместных предприятиях составляет $11 млрд. По итогам 1 полугодия 2023 года крупнейшей статьей выручки компании на основе тайм-чартерного эквивалента были перевозки сырой нефти с долей 53%. Компания оперирует широкой географией маршрутов перевозок и обладает диверсифицированной базой заказчиков, с долей крупнейшей группы заказчиков в структуре тайм-чартерной выручки по итогам января-июня 2023 года на уровне 24%, добавляют в агентстве.
Профиль финансовых рисков также оценивается позитивно. В рамках года, прошедшего с момента присвоения рейтинга, компания является бенефициаром устойчиво высоких ставок на спотовые перевозки нефти и нефтепродуктов конвенциональным флотом, вызванных как структурным дефицитом тоннажа мирового флота, так и премией в рыночных нишах, в которых оперирует компания. «Совкомфлот» характеризуется низкой долговой нагрузкой на уровне 0,4 в терминах соотношения чистого долга к EBITDA по результатам года, завершившегося 30 июня 2023 года. К это же дате процентная нагрузка находилась на низком уровне: соотношение EBITDA к процентным расходам составило 14,1. Агентство предполагает, что компания продолжит придерживаться консервативной финансовой политики и не будет привлекать существенные объемы новых заимствований на среднесрочном горизонте, кроме планового поступления 6 ранее заказанных судов на условиях финансового лизинга, а точечные покупки судов, при наличии возможности, будут фондироваться из операционного денежного потока. Долговая нагрузка компании на 30 июня 2023 года была диверсифицирована и представлена двумя выпусками российских замещающих и юаневых облигаций, а также банковскими кредитами и лизингом.
На фоне позитивной рыночной конъюнктуры СКФ продемонстрировал рентабельность по EBITDA к 30 июня 2023 года на уровне 79%. Даже с учетом предположений об охлаждении ставок фрахта в 2024 года, ожидаемая рентабельность будет превышать 65%. С точки зрения прогнозной ликвидности, финансовой профиль компании поддерживают благоприятные ставки на фрахт, значительный объем долгосрочных тайм-чартерных контрактов в обоих сегментах бизнеса, сильный операционный денежный поток компании вместе с комфортным графиком погашения заимствований и низкими объемами инвестиционных затрат на поддержание и планомерное обновление действующего флота. Крупнейший текущий инвестиционный проект компании реализуется на базе совместного с ПАО «НОВАТЭК» предприятия, подразумевающего заказ серии газовозов для целей их последующего фрахта и эксплуатации для перевозок сжиженного природного газа с проекта «Арктик СПГ 2». Финансирование строительства полностью организовано по лизинговой схеме. Агентство предполагает, что при последующей передаче судов в рамках финансового лизинга у компании не возникнет по отношению к лизингодателю долговых обязательств, и, таким образом, профиль долговой нагрузки компании существенно не изменится. «Совкомфлот» не подвержен существенному валютному риску при базовой валюте контрактов и большинства расходов в долларрах США, а также долларовом кредитном портфеле.
В блоке корпоративных рисков агентство отмечает концентрированную структуру собственности: мажоритарным акционером c долей 82,8% в капитале является Российская Федерация, прочие акции, за исключением квазиказначейского пакета в 1,6%, находятся в свободном обращении. В компании выстроена развитая эффективная система корпоративного управления и риск-менеджмента. Учитывая системно-значимый статус компании как ключевого игрока на российском рынке и зависимость смежных отраслей экономики от ее корректного функционирования, а также высокую степень влияния государства через акционерный контроль и опосредованную финансовую поддержку (например, эмиссия новых акций при проведенном IPO и реинвестирование полученных средств в развитие общества), агентство выделяет сильный фактор поддержки со стороны государства.
Активы ПАО «Совкомфлот» по данным консолидированной отчетности по стандартам МСФО на 30 июня 2023 года составили $6,8 млрд, капитал — $4,7 млрд. Выручка за первое полугодие 2023 года на основе тайм-чартерного эквивалента достигла $1,08 млрд.
Группа компаний «Совкомфлот» — крупнейшая судоходная компания России, лидер в области морской транспортировки нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа, а также обслуживания морской добычи углеводородов. Компания специализируется на операциях в сложных климатических и ледовых условиях. Чистая прибыль ПАО «Совкомфлот» по итогам 2022 года по МСФО составила $385,2 млн с ростом в 10,8 раза относительно 2021 года. По состоянию на 31 декабря 2022 года, выручка достигла $1 млрд 889,2 млн (+31,2% к показателю годом ранее). Скорректированная чистая прибыль в рублях по данным консолидированной финансовой отчетности по МСФО в 2022 году составила 20,36 млрд рублей, увеличившись в 4,4 раза по сравнению с предыдущим годом.