В ближайшие месяцы ЛСП выйдет в свободные ото льда воды, после чего вернется в Мурманск
В Северном Ледовитом океане завершена операция по смене экспедиционного состава дрейфующей стации «Северный полюс-41» и передислокации ледоcтойкой платформы (ЛСП) «Северный полюс» к новому ледовому полю. Мероприятия выполнили сотрудники Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) при поддержке научно-экспедиционного судна (НЭС) «Академик Трешников» и вертолета Ка-32. Финальный этап экспедиции будет завершен в 2023 году, сообщает пресс-служба института.
На станцию «Северный полюс-41» (СП-41) доставлена смена полярников — 16 человек из состава экипажа ледостойкой платформы и 4 научных специалиста. На станцию также передано продовольствие, научные приборы, баллоны с гелием, расходные материалы для экспедиции и другие грузы — всего 12 контейнеров.
Сейчас в Арктике самое теплое время года, в районе дрейфа температура воздуха составляет от 0 до минус 1 градуса Цельсия. Ледовое поле, многие месяцы служившее полярником рабочей площадкой, стало разрушаться. В этой связи было принято решение о смене дислокации дрейфующей станции.
Новое базовое поле площадью около 2 кв. км выбрано в двух милях на запад от прежнего. Оно представляет собой сморозь фрагментов старого льда толщиной 2,5-2,7 м и однолетнего льда толщиной 1,3-1,5 м размерами ориентировочно 1200 на 1800 м. В пределах поля определена базовая площадка размерами 400 на 150 м старого льда с относительно сухой поверхностью.
НЭС «Северный полюс» самостоятельно подошло к выбранному полю и было пришвартовано к нему бортом. В настоящее время судно продолжит дрейфовать в Северном Ледовитом океане, смерзаясь с новым ледовым полем. На площадке рядом с платформой началось обустройство ледового научного лагеря.
«Финальный этап экспедиции СП-41 будет завершен в этом году. В ходе свободного дрейфа станция уже прошла почти 3 тыс. км, сместившись от Новосибирских островов на северо-запад более чем на 1,2 тыс. км, пройдя через приполюсный район в сторону Северо-Европейского бассейна Атлантического океана. В последний месяц станцию активно сносит на восток, на текущий момент экспедиция располагается над архипелагом Земля Франца Иосифа на уровне 83,5° с. ш. По нашим расчетам, в ближайшие несколько месяцев она выйдет в свободные ото льда воды, после чего НЭС «Северный полюс» с полярниками на борту вернется в Мурманск», — рассказал директор ААНИИ Александр Макаров.
НЭС «Академик Трешников», завершив все поставленные задачи в высоких широтах, вернулось в Мурманск. В соответствии с планом через несколько дней судно вновь отправится в Арктику. Сначала в Архангельск, где примет на борт грузы, приготовленные для труднодоступных арктических станций, доставит снабжение и выполнит подъем двух ранее установленных буйковых станций. «Академик Трешников» также доставит смену полярников на научно-исследовательский стационар «Ледовая база Мыс Баранова» на архипелаге Северная Земля и заберет оборудование с завершившей работы временной полевой научной базы «Хастыр» на полуострове Хара-Тумус в Хатангском заливе моря Лаптевых. Выполнить все операции судно должно до конца сентября, после чего начнется его подготовка к выходу в Антарктику.
Напомним, научное-экспедиционное судно ЛСП «Северный полюс», построенное на Адмиралтейских верфях по заказу Росгидромета, прибыло к точке дрейфа в Северном Ледовитом океане севернее острова Генриетты 30 сентября 2022 года. Открытие российской дрейфующей полярной станции «Северный полюс-41» состоялось 2 октября 2022 года.
ЛСП «Северный полюс» стала третьим по счету судном научно-экспедиционного флота ААНИИ. Проект 00903 разрабатывался в сотрудничестве Росгидромета, КБ «Вымпел» и института. Контракт на проектирование и строительство ЛСП был подписан весной 2018 года. Судно было спущено на воду в декабре 2020 года. В августе 2022 года ЛСП «Северный полюс» передана в эксплуатацию.
«Северный полюс» обладает функционалом научно-исследовательского центра и предназначен для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Основные тактико-технические характеристики ЛСП: длина — 83,1 м; ширина — 22,5 м; водоизмещение — около 10390 тонн; мощность ЭУ — 4200 кВт; скорость — не менее 10 узлов; прочность корпуса — Arc8; автономность по запасам топлива — около 2 лет; срок службы — не менее 25 лет.
Подробнее о ледостойкой платформе и о том, что первый научный рейс «Северного полюса» может быть совмещен с проверкой работы судна в ледовых условиях читайте в Спецпроекте «ПортНьюс» >>>>
Фотографии с сайта ААНИИ