«Академику Трешникову» потребовалось менее 4 суток, чтобы преодолеть путь от Мурманска до дрейфующей станции
Два научно-экспедиционных судна (НЭС) Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) — «Академик Трешников» и ледостойкая платформа (ЛСП) «Северный полюс» — встретились в Северном Ледовитом океане в точке с координатами 83.35°с.ш. 50.41°в.д. На полярную станцию «Северный полюс-41», более 10 месяцев дрейфующую в высоких широтах, доставлены сменный состав полярников, научное оборудование и запас продовольствия, сообщает пресс-служба института.
При благоприятных погодных условиях, отсутствии туманов и сильного ветра, «Академику Трешникову» потребовалось менее 4 суток, чтобы преодолеть путь от Мурманска до дрейфующей станции. Наилучший курс подхода к ледостойкой платформе выстраивали с помощью воздушной разведки с вертолета Ка-32. Двигаясь по ледовым полям со средней скоростью 6-8 узлов НЭС «Академик Трешников» подошло к ЛСП «Северный полюс» и пришвартовалось к ней левым бортом. Близкая стоянка позволит легко и безопасно осуществить ротацию экспедиционного состава и передачу грузов.
В период совместного дрейфа двух судов все научные исследования будут продолжены. В частности, запланировано обследование состояния дрейфующих буев на мезомасштабном полигоне и установка дополнительного дрейфующего оборудования к северу от полигона. Данные с дрейфующих буев используются для уточнения прогнозов ледовой обстановки на Северном морском пути (СМП).
«В Арктике разгар лета и в районе дрейфующей станции наблюдаются процессы постепенного разрушения и сокращения площади льда. Заметно таяние ледового поля станции с нижней поверхности, видны сквозные проталины и снежницы глубиной до 40 см. Обстановка не позволяет безопасно проводить исследования на льду, поэтому оборудование поднято на судно и научные работы производятся с борта ледостойкой платформы. При этом данные спутникового мониторинга показывают, что неподалеку от станции расположено несколько обширных ледовых полей. В случае если вертолетная авиаразведка это подтвердит и наши специалисты выберут более устойчивую льдину для научного лагеря, мы проведем операцию по перешвартовке ледостойкой платформы «Северный полюс» к новому полю. Это позволит заметно увеличить срок дрейфа полярной станции и собрать дополнительные материалы о меняющемся климате арктического региона», — рассказал директор ААНИИ Александр Макаров.
Ожидается, что работы продлятся 10 суток, после чего НЭС «Академик Трешников» вернется в Мурманск.
Экспедиция «Северный полюс-41» (СП-41) стала продолжением программы комплексных дрейфующих исследований в высоких широтах Арктики, основанной советскими учеными. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая арктическая станция «Северный полюс» («Северный полюс-1») начала работу 21 мая 1937 года. В общей сложности было организовано 40 таких экспедиций. В 2013 году команду ученых с дрейфующей станции «СП-40» эвакуировали, программа была приостановлена почти на 10 лет. В 2022 году программа была возобновлена, экспедиция проводится при поддержке ледостойкой платформы «Северный полюс».
ЛСП «Северный полюс» стала третьим по счету судном научно-экспедиционного флота ААНИИ. Проект 00903 разрабатывался в сотрудничестве Росгидромета, КБ «Вымпел» и института. Контракт на проектирование и строительство ЛСП был подписан весной 2018 года. Судно было спущено на воду в декабре 2020 года. В августе 2022 года ЛСП «Северный полюс» передана в эксплуатацию.
Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) — ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. За 100 лет научной работы специалистами института организовано около 1100 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра. В настоящее время ААНИИ входит в структуру Росгидромета.
Подробнее о ледостойкой платформе и о том, что первый научный рейс «Северного полюса» может быть совмещен с проверкой работы судна в ледовых условиях читайте в Спецпроекте «ПортНьюс» >>>>