Конкурентоспособность газа как судового топлива в ближайшие 10-15 лет вырастет – эксперт
На конференции «ПортНьюс» 2 ноября обсудим доступность альтернативных судовых топлив
Доклад «Долгосрочные тенденции развития мировых рынков СПГ и водорода – объемы и цены» 2 ноября 2022 года в Москве в ходе VI конференции «СПГ-флот, СПГ-бункеровка и другие альтернативы» сделает эксперт Института энергетических исследования РАН Дмитрий Грушевенко.
Даже в современных реалиях в долгосрочном периоде повестка по декарбонизации мировой экономики и энергопереходу сохраняет свою актуальность. По мнению отдельных экспертов, возрастающая геополитическая напряженность между странами–производителями энергоресурсов и странами–потребителями подстегнула отказ от импортных энергоносителей в Европе и отдельных странах Азии, ускорив переход на собственные низкоуглеродные источники энергии для Европы и США.
Процессы энергоперехода и декарбонизации затрагивают все без исключения сегменты энергопотребления. Не стал исключением и морской транспорт. Сегодня в качестве альтернатив традиционным для сектора нефтепродуктам уже используется сжиженный природный газ (СПГ), метанол, активно обсуждаются перспективы внедрения водорода, аммиака, иных топлив.
«Реактивные изменения на мировом рынке газа, дефицит свободных объемов предложения и резкий рост цен на СПГ на ключевых рынках вызывают опасения в части достижимости сравнительной конкурентоспособности газа как судового топлива, да и попросту его физической доступности для бункеровщиков в среднесрочной и долгосрочной перспективе, ‒ поясняет Дмитрий Грушевенко. ‒ Тем не менее, прогнозные расчеты ИНЭИ РАН показывают, что ситуация может кардинально измениться уже в ближайшие 10-15 лет. Так, уже расширяется предложение СПГ на мировом рынке: подготавливаются к запуску значительные мощности по сжижению у ключевых поставщиков (Катар, США, Австралия, Россия), в общей сложности 150 млн тонн может быть введено на горизонте ближайших 5 лет. Кроме расширения предложения, возможно и снижение темпов прироста мирового спроса на природный газ в целом, в первую очередь за счет процессов энергоперехода в Европе, переключения на уголь в Китае и некоторых других странах АТР, что в сочетании приведет к снижению мировых цен на газ и восстановлению конкурентоспособности судов на СПГ с традиционными судами, особенно при условии сохранения и ужесточения штрафов за выбросы в ключевых акваториях мира».
Что касается водорода и водородсодержащих топлив (аммиак и метанол) их перспективы пока туманны, полагает эксперт. «В настоящее время эти продукты весьма дороги как по затратам, так и по рыночной стоимости. При этом их мировые рынки сравнительно невелики, развиваются медленно и в основном ограничиваются сегментом химии. Кроме того, даже на уровне терминологической базы и регуляторных документов до конца не решены вопросы, связанные с углеродным регулированием этих видов топлива. К примеру, сохраняется неясность: будет ли наиболее дешевый по стоимости производства водород, производимый из метана считаться «чистым» топливом или нет?»
Ведущая отраслевая медиа-группа «ПортНьюс» продолжает регистрацию делегатов и спикеров VI конференции «СПГ-флот, СПГ-бункеровка и другие альтернативы». Ежегодное мероприятие ИАА «ПортНьюс» проводит в партнерстве с ПАО «Совкомфлот» 2 ноября 2022 года в Москве, в конференц-зале Торгово-промышленной палаты РФ. Генеральным партнером выступает ПАО «Газпром».
Подробнее о конференции здесь