База по ремонту флота в Усть-Луге будет обеспечена собственными заказами до 2030 года — Росморпорт
Базу планируется ввести в эксплуатацию в третьем квартале 2023 года
Создание судоремонтной базы в Усть-Луге, предполагающее поэтапную реализацию, начиная с производства по ремонту на плаву до открытия 180-метрового дока, на данный момент находится на стадии поиска подрядчика. Полит-экономическая ситуация, с одной стороны, благоприятствует реализации проекта, вынуждая рынок к локализации, а, с другой стороны, мешает, обостряя вопрос поставок материалов и оборудования, настораживая потенциальных подрядчиков и усугубляя кадровую проблему. Об этом рассказал заместитель генерального директора по флоту ФГУП «Росморпорт» Василий Стругов на Всероссийском Морском конгрессе.
По его словам, новое судоремонтное предприятие в Усть-Луге будет целиком предназначено для ремонта флота госкомпании, состоящего из 291 судна, включая новый паром «Генерал Черняховский», который, по его словам, до конца недели встанет на линию Усть-Луга — Балтийск. «Учитывая количество флота, потребности в ремонте и модернизации судов, мы рассчитываем, что предприятие, работая в круглогодичном режиме, будет обеспечено заказами до 2030 года», — говорит он, уточняя, что стимулирующим фактором в развитии судоремонтной базы станет реализация двух параллельных проектов по модернизации ледоколов проектов 1105 и 1101.
«По проекту 1105 мы сотрудничаем с компанией «Нордик Инжиниринг», планируя повысить уровень автоматизации, сократить экипаж, высвободить каютный фонд и привлечь отраслевые учебные заведения для организации ледокольной практики курсантов, то, чего у нас в стране до сих пор не делается, несмотря на потребность отрасли. А по проекту 1101 мы подбираем проектное бюро, которое сможет разработать проект модернизации с основной задачей — продление ресурса службы ледокола до 15 лет. Среди прочих задач — улучшение каютного фонда, повышение комфортабельности для пассажиров», — говорит он.
«На сегодня в рамках проекта создания судоремонтной базы в Усть-Луге мы ищем подрядчика. К сожалению, пока не нашли. Еще пару недель назад ситуация была более обнадеживающей. Однако, исходя из готовности первого этапа (портовой инфраструктуры, подъездных путей, электрических сетей), мы планируем в третьем квартале 2023 года базу запустить и начать ремонты судов на плаву. Пока без докования. Далее планируем установку дока примерно на 3,5 — 5 тыс. тонн, что позволит обслуживать порядка 70% собственных судов. Наши максимальные габариты — это 200-метровый паром «Маршал Рокоссовский», самое массивное судно — ледокол «Виктор Черномырдин». Впоследствии мы рассчитываем установить док грузоподъемностью 20 тыс. тонн, 180 м длиной и 34,5 м шириной», — отметил Василий Стругов.
По его словам, одна из основных причин создания судоремонтной базы в Усть-Луге — стремление к минимизации рисков, возникших из-за ограничений со стороны зарубежных судоремонтных предприятий и, как следствие, — загруженности отечественных мощностей. «Потребность в судоремонте сегодня настолько высока, что мы, даже будучи постоянным клиентом, можем сталкиваться с задержками в обслуживании. Вероятно, через пару лет ситуация усугубится, потому что придет срок для ремонта судов, которые сегодня получили отсрочку в освидетельствовании», — пояснил он. Рассуждая о плюсах и минусах проекта, Василий Стругов отмечает, что преимущество Усть-Луги — это короткий ледовый период, либо свободный ото льда. Минусы — удаленность от логистических баз и кадровая проблема, которую усугубила мобилизация. Также негативные факторы — это возникшие с февраля проблемы с поставками новых агрегатов и запасных частей.
«Временное решение проблемы поставок удалось найти при содействии Минпромторга по поставщикам и Морского регистра по упрощению освидетельствования. Мы широко практикуем безразборную диагностику, а также используем запчасти со списанных судов, как это произошло в случае ремонта ледокола «Красин» за счет списанного ледокола «Ермак». Кроме того, мы активизируем сотрудничество с отечественными производителями, в частности ОСК и предприятием «Звездочка», которое, например, предложило вариант механических винторулевых колонок, технологически сочетающихся с агрегатами уже стоящими на наших судах», — сказал он.
По словам Василия Стругова, для Росморпорта собственный судоремонт интересен, в первую очередь, в финансовом и сервисном отношениях. «Ежегодно компания проводит порядка 80 доковых ремонтов. Суда вспомогательного типа проходят ремонт в основном в Азово-Черноморском бассейне, крупные суда — в Северо-Западном бассейне. Компания имеет базу ремонта в Таганроге, которая полностью задействована под собственный флот для аварийных и плановых ремонтов», — говорит Василий Стругов. Что касается Дальнего Востока, то там, по его мнению, строить ремонтную базу нерентабельно, поскольку у Росморпорта в регионе нет большого количества флота. Для ремонта имеющегося флота предприятие готово заключить долгосрочные контракты с местными судоремонтными предприятиями, при этом зарубежное партнерство, например, Турция или КНР, в данный момент не рассматривается, в частности, по его словам, из-за опасений задержек в обслуживании.
Напомним, строительство базы обеспечивающего флота в морском порту Усть-Луга осуществляется для организации стоянки и обслуживания судов портового флота (буксиров, лоцманских судов, нефтесборщиков, бонопостановщиков и пр.), сбора и обезвреживания отходов с судов, заходящих в порт Усть-Луга, а также мониторинга и ликвидации разливов нефтепродуктов. Активное строительство базы велось с 2011 по 2017 год. Тогда были выполнены основные строительно-монтажные работы по возведению зданий и сооружений, а также произведена часть работ по устройству инженерных сетей и монтажу оборудования. Однако в 2017 году в связи с введением в отношении генеральной подрядной организации ОАО «Промышленно-строительное товарищество» процедуры банкротства государственный контракт на выполнение работ по строительству объекта был расторгнут, все строительно-монтажные работы были приостановлены. Работы по проектированию в целях восстановления и завершения строительства объекта выполняло также ОАО «НПК «МорТрансНииПроект».
Ссылки по теме:
Росморпорт отклонил единственную заявку на конкурс по созданию базы обеспечивающего флота в порту Усть-Луга >>>>
Росморпорт в сентябре возобновит работы по созданию базы обеспечивающего флота в порту Усть-Луга >>>>
«Росморпорт» ищет подрядчика строительства базы обеспечивающего флота в порту Усть-Луга >>>>
Строительство базы обеспечивающего флота в порту Усть-Луга одобрено Главгосэкспертизой >>>>
«Росморпорт» урезал программу развития >>>>