1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. «Росморпорт» урезал программу развития

4 февраля 2022   08:00

«Росморпорт» урезал программу развития

«Росморпорт» урезал программу развития 
ФГУП «Росморпорт» актуализировал долгосрочную программу развития (ДПР) до 2030 года по результатам обсуждения с Советом потребителей и в ближайшее время представит ее правительству Российской Федерации. В период 2022-2024 года Росморпорт направит более 15 млрд руб. доходов от инвестиционного портового сбора, взимаемого с начала 2021 года, на строительство и реконструкцию морских терминалов. Всего расходы инвестпрограммы составят 25,9 млрд руб., что втрое меньше трат на гидротехнические сооружения (ГТС) в предыдущий трехлетний период. 
Согласно ДПР (имеется в распоряжении «ПортНьюс»), прогнозный грузооборот морских портов РФ к 2030 году составит 1,12 млрд тонн, а в случае улучшения рыночной конъюнктуры — 1,59 млрд тонн. Ожидается увеличение грузооборота навалочных грузов, зерна, СПГ и грузов в контейнерах. В 2021 году грузооборот морских портов РФ достиг 835,2 млн тонн (+1,7% к 2020 году). 
Прирост грузооборота к 2030 году, по мнению специалистов, обеспечат порты Балтийского бассейна (+103,6 млн тонн к показателю перевалки грузов по итогам 2020 года), что связывают с перенаправлением грузопотоков из портов Прибалтики, и Дальневосточного бассейна (+83 млн тонн). Прогнозный грузооборот Арктического бассейна вырастет на 68,2 млн тонн, Азово-Черноморского (АЧБ)— на 48,7 млн тонн. 
По приведенным в ДПР данным, дефицит мощностей к 2030 году может составить 216,5 млн тонн. Нехватка проектов по перевалке навалочных грузов в Арктическом и Северо-Западный бассейне оценивается в 73,6 млн тонн, в Дальневосточном бассейне — 21,9 млн тонн. По зерновым грузам дефицит в портах РФ составит 11,3 млн тонн. Мощности перевалки СПГ в Арктическом и Дальневосточном бассейне не соответствуют прогнозам на 45,4 млн тонн. Профицит мощностей наблюдается в контейнерных грузах в портах Северо-Запада и АЧБ (18,2 млн тонн суммарно) и наливных (98,5 млн тонн). 
Вместе с этим, отмечают специалисты, в случае завершения всех проектов развития (программа описывает 43 проекта), дефицит будет закрыт по большинству грузов и направлений, за исключением перевалки угля в Дальневосточном бассейне, подчеркивается в документе. 
Общий объем финансирования строительства и реконструкции гидротехнических сооружений (основная статья расходов) в инвестпрограмме на 2022-2024 годы составляет более 25,9 млрд руб., источником 60% этих средств является инвестиционный портовый сбор (ИПС). В трехлетний период суммарная потребность в ИПС достигает 15,9 млрд руб. Примечательно, что в период 2021-2023 годов финансирование ГТС оценивалось в 75 млрд руб., что в три раза превышает сумму нынешнего трехлетнего периода. «ПортНьюс» направил запрос о причинах отрицательной динамики в ФГУП «Росморпорт»
Напомним, предпосылкой к введению ИПС в российских морских портах послужило резкое и долговременное ослабление рубля по отношению к основной валюте внешнеторговой деятельности (90% судозаходов в морские порты осуществляют суда заграничного плавания). 
Из актуального перечня самым дорогостоящим для Росморпорта должен стать проект по строительству универсального торгового терминала «Новотранса» в Усть-Луге. Инвестиции Росморпорта в этот проект оцениваются в 8 млрд руб., их источником станет  ИПС. В числе самых накладных — реконструкция причалов АО «Мурманский морской торговый порт» (входит в НТК, 5,3 млрд руб.) и строительство «Морского терминала Тулома» (инвестор АО «Инфотек Балтика», 686,3 млн руб.). Остальные объекты включают реконструкцию причала зернового терминала холдинга «Деметра» в порту Новороссийск, а также строительство ГТС для ООО «Малый порт» (актив СУЭК) в порту Восточный. 
Другие работы, финансируемые за счет средств ФГУП «Росморпорт», включают реконструкцию ГТС на терминале круизных и грузопассажирских судов в Пионерском, причалов «Первого контейнерного терминала» (GlobalPorts) в Большом порту Санкт-Петербург, нефтепирса и причала АО  «Махачкалинский морской торговый порт», причал ПАО «Магаданский морской торговый порт». 
Эксперты отмечают, что в ДПР не нашли отражение планы стивидоров и РЖД по увеличению грузооборота в Дальневосточном бассейне, в том числе по контейнерным грузам, заявленным Росатомом, и, наоборот, грузовая база завышена в портах Усть-Луга и Приморск. 

Фото предоставлено «Новотранс»

Долгосрочная программа развития (ДПР) ФГУП «Росморпорт» до 2030 года актуализирована по результатам обсуждения с Советом потребителей и в ближайшее время может быть направлена в правительство Российской Федерации. В период 2022-2024 года Росморпорт вложит более 15 млрд руб. доходов от инвестиционного портового сбора, взимаемого с начала 2021 года, в строительство и реконструкцию морских терминалов. Всего расходы инвестпрограммы составят 25,9 млрд руб., что втрое меньше трат на гидротехнические сооружения (ГТС) в предыдущий трехлетний период. 

Согласно ДПР (имеется в распоряжении «ПортНьюс»), прогнозный грузооборот морских портов РФ к 2030 году составит 1,12 млрд тонн, а в случае улучшения рыночной конъюнктуры — 1,59 млрд тонн. Ожидается увеличение грузооборота навалочных грузов, зерна, СПГ и грузов в контейнерах. В 2021 году грузооборот морских портов РФ достиг 835,2 млн тонн (+1,7% к 2020 году). 

Прирост грузооборота к 2030 году, по мнению специалистов, обеспечат порты Балтийского бассейна (+103,6 млн тонн к показателю перевалки грузов по итогам 2020 года), что связывают с перенаправлением грузопотоков из портов Прибалтики, и Дальневосточного бассейна (+83 млн тонн). Прогнозный грузооборот Арктического бассейна вырастет на 68,2 млн тонн, Азово-Черноморского (АЧБ)— на 48,7 млн тонн. 

Фото предоставлено «Новотранс»

По приведенным в ДПР данным, дефицит мощностей к 2030 году может составить 216,5 млн тонн. Нехватка проектов по перевалке навалочных грузов в Арктическом и Северо-Западный бассейне оценивается в 73,6 млн тонн, в Дальневосточном бассейне — 21,9 млн тонн. По зерновым грузам дефицит в портах РФ составит 11,3 млн тонн. Мощности перевалки СПГ в Арктическом и Дальневосточном бассейне не соответствуют прогнозам на 45,4 млн тонн. Профицит мощностей наблюдается в контейнерных грузах в портах Северо-Запада и АЧБ (18,2 млн тонн суммарно) и наливных (98,5 млн тонн). 

Вместе с этим, отмечают специалисты, в случае завершения всех проектов развития (программа описывает 43 проекта), дефицит будет закрыт по большинству грузов и направлений, за исключением перевалки угля в Дальневосточном бассейне, подчеркивается в документе. 

Общий объем финансирования строительства и реконструкции гидротехнических сооружений (основная статья расходов) в инвестпрограмме на 2022-2024 годы составляет более 25,9 млрд руб., источником 60% этих средств является инвестиционный портовый сбор (ИПС). В трехлетний период суммарная потребность в ИПС достигает 15,9 млрд руб. Примечательно, что в период 2021-2023 годов финансирование ГТС оценивалось в 75,7 млрд руб., что в три раза превышает сумму нынешнего трехлетнего периода. 

В ФГУП «Росморпорт» сообщили, что скорректированный объем финансирования на 2021-2023 годы составлял 57,8 млрд руб. Таким образом, в нынешнем инвестиционном цикле инвестиции снизились в 2,2 раза. Основными причинами сокращения, объясняют в Росморпорте, стало выполнение части работ в 2021 году, отказ от ранее запланированных проектов частными инвесторами, а также передача функций заказчика-застройщика от ФГУП «Росморпорт» в ФКУ «Ространсмодернизация» по ряду проектов.

- передача функций заказчика-застройщика от ФГУП «Росморпорт» в ФКУ «Ространсмодернизация» по ряду мероприятий;
- отказ от ранее запланированных проектов частными инвесторами

Напомним, предпосылкой к введению ИПС в российских морских портах послужило резкое и долговременное ослабление рубля по отношению к основной валюте внешнеторговой деятельности (90% судозаходов в морские порты осуществляют суда заграничного плавания). 

Фото с сайта НЗТ

Из актуального перечня самым дорогостоящим для Росморпорта должен стать проект по строительству универсального торгового терминала «Новотранса» в Усть-Луге. Инвестиции Росморпорта в этот проект оцениваются в 8 млрд руб., их источником станет  ИПС. В числе самых накладных — реконструкция причалов АО «Мурманский морской торговый порт» (входит в НТК, 5,3 млрд руб.) и строительство «Морского терминала Тулома» (инвестор АО «Инфотек Балтика», 686,3 млн руб.). Остальные объекты включают реконструкцию причала зернового терминала холдинга «Деметра» в порту Новороссийск, а также строительство ГТС для ООО «Малый порт» (актив СУЭК) в порту Восточный. 

Другие работы, финансируемые за счет средств ФГУП «Росморпорт», включают реконструкцию ГТС на терминале круизных и грузопассажирских судов в Пионерском, причалов «Первого контейнерного терминала» (GlobalPorts) в Большом порту Санкт-Петербург, нефтепирса и причала АО  «Махачкалинский морской торговый порт», причал ПАО «Магаданский морской торговый порт». 

Эксперты отмечают, что в ДПР не нашли отражение планы стивидоров и РЖД по увеличению грузооборота в Дальневосточном бассейне, в том числе по контейнерным грузам, заявленным Росатомом, и, наоборот, грузовая база завышена в портах Усть-Луга и Приморск. 

Автор

Яна Войцеховская

editor@portnews.ru