• 4 июля 2022 11:53

    Комитет Госдумы по энергетике рекомендует правительству ускорить разработку закона о регулировании морских нефтегазовых объектов

    Новации законопроекта смогут облегчить компаниям работу на российском шельфе и сократить средний срок подготовки к эксплуатации  объектов

    Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует правительству ускорить разработку и внесение закона о регулировании морских нефтегазовых объектов. Такое предложение содержится в документе по итогам выездного круглого стола на тему «О совершенствовании системы государственного регулирования морских нефтегазовых объектов». Мероприятие прошло в Астрахани 1 июля 2022 года. Об этом сообщила пресс-служба НА «Российское газовое общество» (РГО).

    Астрахань выбрана местом обсуждения темы, поскольку она стала одной из мощных нефтегазовых провинций, а развитие каспийских месторождений - одной из точек роста российской нефтегазовой промышленности.

    В российском секторе шельфа Каспийского моря расположены восемь месторождений: имени Ю. Корчагина, имени В. Филановского, имени Ю. Кувыкина, 170 километр, Хвалынское, Ракушечное, Центральное, им. В. Грайфера. По данным Минприроды РФ, только разведанные запасы углеводородов каспийского шельфа составляют 2,95 миллиарда тонн нефти и 3,1 триллиона кубометров газа. Извлекаемые запасы - 1,5 млрд тонн условного топлива.

    При этом Каспийский шельф с точки зрения добычи не менее сложен, чем шельфы арктических морей. Каспийское море – это сложная экосистема, заповедная зона, которая служит местом обитания ценных видов рыб, сложная ледовая обстановка. В отношении нефтегазовых проектов действуют требования по соблюдению «нулевого сброса» в окружающую среду – в воду не должно попадать ничего. На Каспии сложнейшие климатические условия – высокие ледовые, ветровые, волновые нагрузки, периодические резкие колебания уровня моря более 2,5 м.

    Месторождение им. Владимира Филановского, которое посетили представители органов власти, было открыто в 2005 году в северной части акватории Каспийского моря, в 220 километрах от Астрахани. Глубина моря составляет от 7 до 11 метров. Оно относится к крупнейшим, начальные извлекаемые запасы нефти - 129 млн тонн, природного газа - 30 млрд куб. м.

    Месторождение отличается уникальной геологией: высокая проницаемость коллекторов позволяет достигать рекордных начальных дебитов. Нефть месторождения отличается высоким качеством и относится к категории легкой малосернистой. Месторождение имени Филановского является центральным звеном транспортировки нефти с других месторождений Каспия.

    Открывая круглый стол, председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил, что роль морской шельфовой добычи по мере истощения месторождений на континентальной части и ухудшения общей структуры запасов будет только расти. Сегодня углеводороды занимают в мировом энергобалансе 54%, и в среднесрочной перспективе эта цифра поменяется незначительно. Рост спроса на энергию в мире может быть удовлетворен только с помощью традиционных энергоресурсов. Попытки западных правительств искусственно ускорить энергопереход привели к росту цен на нефть и газ, энергетическому кризису, который начался задолго до спецоперации.

    Россия — один из лидеров мировой нефте- и газодобычи. При этом крупные действующие месторождения находятся в основном в стадии падающей добычи, добыча менее доступных запасов увеличивает капитальные затраты и операционные издержки. Растет доля глубоководных и шельфовых месторождений. Соответственно, все более актуальным становится создание такой системы регулирования, которая способствовала бы их вовлечению в разработку. И речь идет не только об экономике в чистом виде, например, о налоговой поддержке, но и об администрировании. «Сегодня система госрегулирования морских нефтегазовых объектов очень сложна и запутана. Она насчитывает более 200 документов. Все их приходится учитывать. Деятельность морских нефтегазовых объектов контролирует 13 федеральных органов исполнительной власти. Для эффективного освоения морских нефтегазовых объектов необходима разработка комплексного законодательного регулирования всех этапов их ввода, эксплуатации и вывода из эксплуатации. Один из вариантов - разработка и принятие отдельного федерального закона «О морских нефтегазовых объектах и внесении изменений в отдельные законодательные акты». Перечень этих актов, полагаю, будет довольно длинным», — заявил Павел Завальный.

    Председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов отметил, что нефтегазовые компании, работающие на шельфе Каспия, являются для региона бюджетообразующими. Так, выплачиваемый ими налог на прибыль дает 23% доходов бюджета Астраханской области. При этом несовершенство законодательства, его избыточность, противоречивость, а также  частые изменения в налоговой политике затрудняют развитие и самих морских нефтегазовых проектов, и прикаспийского региона. На областном уровне принимаются решения, стимулирующие компании работать на шельфе, но этого недостаточно.

    «Наша общая задача — на федеральном уровне установить понятные и постоянные правила для всех этапов жизни морских нефтегазовых объектов, чтобы они могли быть драйвером развития для экономики регионов и страны», — заявил Игорь Мартынов.

    Вице-губернатор — председатель правительства Астраханской области Олег Князев сделал акцент на то, что в текущей сложной экономической ситуации, в условиях санкций, затрудняющих высокотехнологичную добычу трудноизвлекаемых ресурсов, тем более важно актуализировать законодательство так, чтобы не усложнять еще сильнее работу недропользователей при одновременном сохранении контроля государства, прежде всего, в области безопасности. Статс-секретарь – заместитель министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко заявила, что сегодня  освоение шельфа является одной из приоритетных государственных задач развития нефтегазовой отрасли.

    Сложившаяся экономическая ситуация лишь повышает значение разработки месторождений Каспия и Арктики, смещает экономическую активность в регионы, увеличивает значимость быстрого внедрения новых российских технологий. Несовершенство законодательства, избыточность регулирования становятся существенным риском, тормозящим разработку шельфа.

    Статс-секретарь Минэнерго рассказала о том, на какой стадии сегодня находится разработка законопроекта, выделяющего морские нефтегазовые объекты в отдельную категорию и, соответственно, полностью меняющего подход к их государственному регулированию.

    Концепция закона одобрена правительством РФ, законопроект согласован с федеральными органами исполнительной власти, и вскоре будет внесен в правительство. В Государственной Думе законопроект, скорее всего, появится в конце осенней сессии. Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» Николай Ляшко рассказал об особенностях каспийских месторождений и их разработки, а также о том, как идёт процесс ускоренного импортозамещения, вызванного санкционных давлением. В связи с отказом многих западных компаний-поставщиков оборудования и технологий от его обслуживания, разрывом контрактов, российским нефтегазовым компаниям приходится одновременно решать несколько задач в области поиска аналогов, реинжиниринга и перестройки логистики. Решение затрудняют отсутствие опыта у российских производителей технологий и оборудования для высокотехнологичной добычи, высокая загруженность производственных мощностей в связи с резким ростом заказов, нехватка программного обеспечения, незаинтересованность предприятий в производстве штучных продуктов.

    Однако российские нефтегазовые компании уже находят варианты решения основных проблем. При этом они нуждаются в поддержке государства, в том числе, в части сокращения административных барьеров. Результатом выхода из сложившихся трудностей за счет ускоренного импортозамещения станут обеспечение надежности эксплуатации объектов, поддержание уровней добычи, снижение затрат и сокращение сроков ввода нового отечественного оборудования и технологий.

    И.о заместителя генерального директора по работе с органами государственной власти «Газпром нефть шельф» Елена Костомаркина обратила внимание участников круглого стола на несколько важных моментов. Сегодня Россия отстает от государств-конкурентов по темпам освоения шельфа, демонстрирует невысокие темпы роста шельфовой добычи, при том, что, согласно документам стратегического планирования, именно шельф должен давать 30% добычи углеводородов. Одна из причин - именно излишние административные барьеры. Если в Великобритании морские нефтегазовые объекты регулирует 31 нормативно-правовой акт, в США - 13, в Норвегии - 6, то в России это 200.

    Представитель компании, работающей на арктическом шельфе, озвучила наиболее значимые новации законопроекта, которые смогут облегчить компаниям работу на российском шельфе и сократить средний срок подготовки к эксплуатации морских нефтегазовых объектов с 5,5 и более лет до 4 и даже меньше.

    Это выделение таких объектов в отдельную категорию; определение единого уполномоченного ФОИВ по вопросам безопасности, включая проведение государственной экспертизы, в лице Ростехнадзора; закрепление в документе конкретных требований к безопасности морских нефтегазовых объектов, что, позволит обеспечить более эффективный контроль за безопасностью морских нефтегазовых объектов и при этом сократить сроки и расходы на введение в эксплуатацию объектов;- оптимизация процедуры проведения государственной экспертизы безопасности морских нефтегазовых объектов; внедрение риск-ориентированного подхода и деклараций безопасности морских нефтегазовых объектов. Заместитель руководителя Ростехнадзора Вадим Сергеев сообщил, что ведомство поддерживает изменение подхода к регулированию морских нефтегазовых объектов при условии сохранение жестких требований промышленной и экологической безопасности и контроля со стороны государства. Заместитель генерального директора по техническому наблюдению и сертификации ФАУ «Российский морской регистр» Владимир Евенко также поддержал законопроект и выразил надежду на его скорейшее принятие.

    Комитет Госдумы по энергетике полагает, что формирование нового правового режима морских нефтегазовых объектов позволит существенно сократить сроки их введения в эксплуатацию, повысить эффективность проектов по освоению месторождений углеводородного сырья во внутренних морских водах, на континентальном шельфе России, в российском секторе Каспийского моря.

    Комитет будет рекомендовать правительству РФ: рассмотреть возможность использования подхода, который выделяет морские нефтегазовые объекты в самостоятельный объект регулирования, что позволяет учитывать их уникальные особенности; рассмотреть возможность консолидации надзорных и контрольных функций в рамках одного специального надзорного органа; предусмотреть разработку порядка проведения единой комплексной государственной экспертизы безопасности морских нефтегазовых объектов с одновременным исключением прочих экспертиз; предусмотреть возможность создания декларации безопасности морского нефтегазового объекта в качестве единого основного документа.

    Министерству энергетики РФ комитет рекомендует ускорить доработку и внесение в установленном порядке в правительство РФ проекта федерального закона «О морских нефтегазовых объектах и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Также рекомендации будут дополнены темами развития долгосрочной кооперации российских компаний (по примеру ГК «Росатом»), являющегося одним из лидеров в производстве оборудования для СПГ-проектов высокотехнологичной добычи, и регулирования и стимулирования параллельного импорта для нужд нефтегазовой отрасли.

    Фотографии предоставлены пресс-службо РГО




17 мая 2024

19:00 На Панамском канале в апреле 2024 года отмечено снижение потребления бункерного топлива
18:41 Морспасслужба рассчитывает получить 16 судов для работы на СМП в 2025 году
18:23 Туапсинский балкерный терминал в апреле 2024 года увеличил погрузку минудобрений на суда на 50%
18:08 Марат Хуснуллин: Планируется максимальное развитие водных путей для обеспечения связи между портами Каспия
17:54 ЛСП «Северный полюс» прибыла в порт Мурманска после первого высокоширотного рейса
17:45 Итоги недели с ПортНьюс 13-17 мая
17:22 Минсельхоз: К 2030 году планируется построить 20 сухогрузов для сельхозпродукции
16:51 Судно «Валдай 45Р-18» выполнило тестовый рейс по маршруту Ростов-на-Дону — Семикаракорск
16:34 Грузоперевозки в Беломорско-Онежском бассейне с начала навигации 2024 года к середине мая снизились на 16,4%
16:17 Газпром надеется получить от СНСЗ законченный проект спасательной шлюпки через несколько лет
15:58 Великобритания ввела санкции в отношении «Восточной стивидорной компании»
15:23 РС оказал содействие Юридическому комитету ИМО в рассмотрении вопросов фиктивной регистрации судов
14:51 Эксперт: Коммерческому внедрению автономных судов мешают ИМО, профсоюзы и «узкие места» в технологиях
14:32 Специалисты считают перспективным использование экранопланов в арктических перевозках
14:15 Водный транспорт ООО «Транснефть – Балтика» подготовлен к навигации
13:54 Кассация подтвердила запрет Wartsila вести судебные споры с Балтзаводом вне России
13:37 Бункеровочное судно врезалось в опору моста в Техасе
13:18 Продажи судового топлива в порту Фуджайра (ОАЭ) в апреле 2024 года составили почти 639 тыс. куб. м
12:56 Флот Севмаша (Архангельская область) открыл навигацию 2024 года
12:42 Глава Росатома: Принято решение о создании подкомиссии России и Китая по Севморпути
12:31 Паром «Сахалин-9» с 20 мая будет выведен с линии Ванино — Холмск на плановое техобслуживание
11:59 Вторая партия экспортного груза отправится из ММРП по мультимодальному маршруту
11:29 Владимир Путин: Россия готова предоставить инвесторам из КНР экономические льготы
11:10 ГТЛК проавансировала строительство 12 барж и 3 буксиров на Череповецком судостроительном заводе
10:48 На Городецком гидроузле проведено регулярное обследование шлюзов, плотин и дамб
10:33 Росморпорт планирует доковый ремонт дизель-электрического ледокола «Капитан Чудинов»
10:07 Теплоход «Адмирал Невельской» вернулся на линию Корсаков ‒ Курилы после ремонта
09:46 Суда FESCO в мае 2024 года совершат 5 рейсов во Вьетнам
09:24 «K» Line опробовала биотопливо марки B100 при рейсе морского автовоза Apollon Highway
09:02 ФГБУ «ГлавСевморпуть» призывает к совместному изучению ледового сжатия при судоходстве по СМП
08:39 В Астраханском вузе Росрыболовства провели испытания нового подводного робота
08:21 ААНИИ завершил первый этап модернизации автоматизированной ледово-информационной системы «Север»
08:00 Эксперт: помимо дисбаланса в развитии портов и железных дорог существуют проблемы с технологиями их взаимодействия

16 мая 2024

19:00 РС объявил конкурс 2024 года на лучшую выпускную квалификационную работу
18:48 ААНИИ в 2024 году планирует открыть 58 станций мониторинга вечной мерзлоты
18:37 XV Международный салон «Комплексная безопасность» пройдет с 29 мая по 1 июня 2024 года
18:24 ААНИИ: Принципиально тяжелых ледовых условий для летней навигации 2024 года на СМП не ожидается
18:11 Универсальный паром «Антей» отправился в первый рейс на линии Усть-Луга — Балтийск
17:56 Технический проект НЭС «Иван Фролов» завершен
17:43 Губернатор: Грузооборот порта Мурманск к 2027 году увеличится на 63 млн тонн
17:24 Выручка немецкой группы HHLA за январь-март 2024 года сократилась на 0,3% — до 363,6 млн евро
17:02 НИС «Академик Опарин» планируется отремонтировать до 20 декабря 2024 года
16:39 Российские ученые в 2025 году начнут поиск древнего льда возрастом 1,5 млн лет в Антарктиде
16:17 Новый земснаряд проекта 4395 «Евгений Плескевич» буксируется в Алтайский край
15:55 Навигация 2024 года открылась на Саяно-Шушенском водохранилище
15:33 В России создан технический комитет для разработки стандартов в сфере логистики и управления цепями поставок
15:16 Перевозка экспортных удобрений по сети РЖД в январе-апреле 2024 года выросла на 20,7% — до 10,7 млн тонн
14:54 Исследование: Более 95% наиболее распространенных скрубберов окупаются за 5 лет
14:29 Перевозки контейнеров на СКЖД в январе-апреле 2024 года снизились на 7,1%
14:11 Китайская компания может инвестировать в развитие терминала «Глобал Портс» в Усть-Луге
13:50 Суда в Красном море начали маскироваться под китайские через манипулирование сигналами АИС
13:32 Ливадийский РСЗ (Находка) заложил пассажирский катамаран проекта HSC200
13:13 Опыт Гуанчжоу поможет Хабаровскому краю в развитии транспортного узла Ванино и Советской Гавани
12:56 СРЗ «Красная Кузница» (Архангельск) спустил на воду сухогруз «Териберка» после докового ремонта
12:34 Росимущество передало региону 18 участков и 9 объектов в порту Магадан для создания рыбного порта
12:18 Мурманский морской торговый порт готовится ввести в эксплуатацию новый грейферный погрузчик
11:57 В Енисейском пароходстве прошло тестирование автономной спасательной шлюпки танкера «ТН-663»
11:39 Судостроительный проект «Норебо» в Ленобласти возглавил Алексей Тоболев
11:24 Для морских терминалов «Глобал Портс» на Северо-Западе закуплены два новых перегружателя-ричстакера
11:03 Морспасслужба получит 6 ТНПА в составе строящихся специализированных судов
10:42 Владимир Путин: Экспорт российского продовольствия на китайский рынок в 2023 году вырос в 1,5 раза
10:31 Началась установка модульного причала на речном вокзале Пермь-I
10:12 На страны Каспия приходится 65% внешнеторгового оборота Астраханской области
09:53 РС: Развитие проектов в области автономного судовождения требует комплексного подхода к вопросам безопасности
09:34 Паромная переправа через реку Яна заработала в Магаданской области
09:16 Первый углевоз MOL с жестким парусом выполнил семь рейсов в Японию
08:55 Восточная верфь начала швартовные испытания краболова проекта 03141 «Пума»
08:38 HD KSOE получила разрешение на аренду судостроительных мощностей на филиппинской верфи
08:19 Пассажирские теплоходы «Москва-214» и «Россия» столкнулись на Волге в Ярославле
08:00 На паруснике «Мир» началась плавательная практика 2024 года