• 21 ноября 2021 13:03

    Использование водорода приводит к росту выбросов NOx - эксперты

    Эксперты указали на недостатки водорода в качестве топлива. О перспективах использования водорода речь шла в рамках Российского энергетического форума на секции, посвященной водородной энергетике. Организатор дискуссии «Водородное топливо как драйвер для новой энергетики» – Ассоциация инновационных предприятий в энергетике «ЭнергоИнновация», сообщили в ассоциации.

    Модератором встречи выступил президент Ассоциации инновационных предприятий в энергетике «ЭнергоИнновация» Михаил Смирнов. Участие в мероприятии приняли представители власти, бизнеса, ученые из разных городов России, а также Казахстана.

    «Мы сейчас находимся в уникальной ситуации – мы на грани четвертой стадии промышленной революции, так называемого энергоперехода. Что будет дальше, не знает никто. Только что завершился саммит в Глазго, посвященный климатическим прогнозам. Разные были прогнозы в связи с этим мероприятием. Но к счастью для России на саммите не был принят резкий переход с углеводородного топлива на возобновляемую энергетику. Программа по переходу есть, но она все-таки не такая жесткая, как ожидалось. Для России это новые возможности – заявить свою повестку по новой энергетике. Именно новой энергетике, а не возобновляемой, так называемой энергетике 4.0. Это более широкое понятие. И сегодня важно понимать дальнейший вектор. Сегодня важно уловить баланс между традиционной энергетикой и ВИЭ. Безусловно, водород – одно из направлений ВИЭ», — отметил Михаил Смирнов.

    Григорий Гузев, генеральный директор ООО «Солар Турбинс СиАйЭс», представитель Ассоциации инновационных предприятий в энергетике «ЭнергоИнновация» озвучил барьеры в эксплуатации ГПА на газоводородных смесях.

    «Наша компания водородной энергетикой занимается еще с 1986 года, когда это было совсем не модно. А сегодня наш опыт оказался очень полезным и востребованным. С какой целью мы это делаем. Во главе угла – устойчивое развитие. Безусловно, потреблять больше энергии, чем она у нас возобновляется, нельзя. А также нельзя чрезмерно загрязнять окружающую среду», — отметил спикер.

    Использование водорода позволяет снизить выбросы углерода при работе газовой турбины, также водород является средством аккумулирования и транспортировки энергии по существующим газопроводам.

    «В России сегодня ведутся переговоры по переводу на пока неустановленный процент водорода шести агрегатов компании. В России больше пока примеров нет. В мире мы имеем опыт установки 51 агрегата, 46 из которых работают на смесях от 40 до 60%. Лидером по использованию таких агрегатов является Китай. Во всех применениях оно нишевое, где водород является побочным продуктом какого-то другого процесса, то есть он не передается по трубопроводам», – отметил энергоинноватор.

    Эксперт также представил ключевые аспекты использования водорода в качестве топлива: более высокая температура/скорость пламени; более низкий индекс Воббе (1038 в сравнении с 1215 трубного газа); увеличение объемного расхода из-за снижения «энергосодержания» топлива; возможность нестабильного пламени при низких нагрузках; незначительное увеличение образования окислов азота (NOx); риск проскока пламени внутрь форсунки; увеличение объемов транспортировки и хранения топлива (на 7% при 20% Н2); изменение характеристик взрывоопасности, а также практически невидимое пламя.

    Игорь Новад, менеджер по развитию бизнеса отдела генераторных установок ООО «Катерпиллар Евразия», председатель Технического комитета «ЭнергоИнновации» рассказал о нюансах использования водорода для газопоршневой когенерации.

    На сегодня у компании есть два предложения – создание газопоршневых генераторов мощностью 400-4500 кВт для работы на смеси природного газа с водородом (0-25%) и газопоршневого агрегата мощностью 1250 кВт, работающего на 100% водорода или смесей с долей водорода (0-25%).

    Спикер также обозначил ключевые моменты, на которые сегодня стоит обратить внимание и государству, и бизнесу. «Сегодня необходимо разработать новые правила и нормативы изготовления оборудования, строительства и эксплуатации объектов водородной энергетики. Важно обратить внимание на вопросы безопасности использования водорода, необходимо техрегулирование. Требуются капитальные вложения в инфраструктуру, господдержка использования водорода в качестве топлива на общероссийском и региональном уровнях. В частности, специальные тарифы на использование водорода, запуск специализированных кластеров, испытательных полигонов», — подчеркнул Игорь Новад. Идею поддержали и другие участники круглого стола.

    В частности, директор Фонда развития промышленности Республики Башкортостан Анвер Каримов отметил: «Сегодня мы должны понимать, что климатическая повестка – злободневная, не вникать в нее мы не можем. При этом мы должны понимать, что вопрос не должен решаться быстро, чтобы только кому-то понравиться или не понравиться, а продуманно на каждом уровне».

    Валерий Бессель, исполнительный вице-президент ГК «НьюТек Сервисез», профессор кафедры термодинамики и тепловых двигателей ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина» представил доклад «Водородная энергетика как локомотив грядущего энергоперехода – реальность или иллюзии?».

    Также свои мнения на встрече озвучили Константин Гайжин, руководитель отдела продаж силовых установок компании «Мантрак Восток»; Сергей Майоров, председатель правления Машиностроительного кластера Республики Татарстан; Алексей Акулинин, руководитель департамента по развитию внешнеэкономической деятельности и торговле на национальных рынках Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» и другие.

    По итогам круглого стола будет сформирован протокол ключевых решений, озвученных в рамках мероприятия. Документ в дальнейшем будет обсуждаться со всеми заинтересованными сторонами.

    Ссылка по теме:

    Чистая прибыль судна на водородном топливе на Севморпути к 2030 году может превысить 450 млн руб. - эксперт >>>>


15 июня 2024

17:54 Украинское судно подверглось ракетной атаке в Красном море
17:48 Хуситы впервые атаковали судно с помощью надводного беспилотника
13:58 СУЭК продала портовые активы бывшему менеджменту компании
13:12 Первый круизный рейс в Семикаракорск на «Валдае» состоится 23 июня 2024 года

14 июня 2024

19:00 Капитаны морских портов России прошли курсы повышения квалификации в ГУМРФ
18:57 Строительство паромной переправы через реку Кемь в Карелии планируется завершить до середины августа
18:43 Летняя пассажирская навигация 2024 года открылась на Таймыре
18:28 Штрафстоянки для маломерных судов планируется открыть в Тюмени и Югре
18:04 СПК «Валдай-45Р» выполнило тестовый рейс из Ростова-на-Дону в станицу Старозолотовская
17:45 Итоги рабочей недели с ПортНьюс 10-14 июня
17:33 Самусьский ССРЗ (Томская область) спустил на воду седьмую баржу проекта RDB66.68M
17:24 Росатом добавил более 40 возможностей в обновленной версии системы «Логос»
17:06 Завершено техническое наблюдение РКО за строительством пятнадцатой баржи проекта RBD4608
16:47 НЭС «Михаил Сомов» доставило грузы снабжения на полярные метеостанции на островах Вайгач и Колгуев
16:28 Владимир Путин призвал продолжать усилия по развитию международных транспортных коридоров в Евразии
16:12 Средний срок мультимодальной перевозки из Китая вырос с начала июня на 36% — до 55-60 дней
15:54 Пассажирский теплоход «Октябрьская революция» получил пробоину на реке Волга в Балахне
15:36 Бакинский судостроительный завод построит два танкера и три водолазных судна для ASCO
15:19 Контейнеровоз FESCO Kapitan Maslov совершил первый заход в российский порт
14:57 Пассажиропоток на речных электросудах в Москве к осени 2024 года достигнет 1 млн человек
14:34 В Ивановской области продают причалы бывшего грузового порта Кинешмы
14:13 Экспорт российского зерна с начала 2024 года вырос на 16% — до 40,2 млн тонн
13:52 Затонувший у берегов острова Рейнеке (Владивосток) баркас утилизируют до середины августа 2024 года
13:31 Чистые продажи валютной выручки крупнейшими российскими экспортерами в мае 2024 года выросли на 13%
13:16 На обстановочной базе флота Ангарского РВПиС в Иркутске выполнен демонтаж старого слипа
12:54 «Порт Виктория» пытается вернуть право на береговой участок в Новороссийске
12:33 «ПортНьюс» подписал партнерское соглашение с CDMC — китайским организатором престижной отраслевой выставки
12:12 Экспорт зерна через морпорты Ростовской области в мае 2024 года превысил 718 тыс. тонн
11:49 Открыт прием заявок на доставку грузов на Сахалин прямым смешанным железнодорожно-водным сообщением
11:28 Чувашия утвердила Стратегию развития пассажирских перевозок внутренним водным транспортом
11:11 Перевозки контейнеров на сети РЖД в январе-мае 2024 года увеличились на 9,1%
10:53 Омский ССРЗ (Межрегионфлот) спустил на воду земснаряд проекта RDB 66.87 «Омич»
10:40 Суд обязал «Камводпуть» удалить 7 затонувших барж из акватории Камы
10:22 FESCO запустила интермодальный сервис из Новосибирска в Якутию с доставкой грузов по реке Лена
09:59 Правительство РФ расширило границы морского порта Усть-Луга
09:46 Дизель-электроход «Сахалин-8» вернется на линию Холмск — Ванино 15 июня
09:28 Канада ввела санкции против главы Минпромторга России Антона Алиханова
09:07 Хабаровский судзавод спустил на воду буксир проекта 2608SD «Новопетровка»
08:45 Астраханской области предложено организовать совместную с IRISL агентскую деятельность в портах на юге Ирана
08:23 Завершился сезонный этап 69-й Российской антарктической экспедиции
08:00 Грузооборот морских портов России за январь-май 2024 года снизился на 3,4% — 373 млн тонн

13 июня 2024

19:00 Из Татарстана водным транспортом экспортировано 170 тыс. тонн зерна с начала навигации 2024 года
18:56 Ответные российские меры на введение ценового потолка на нефть продлены до конца года
18:48 Новый порт в Мурманской области для экспорта минских грузов будет принадлежать белорусской компании
18:39 Венгрии предложили использовать логистические возможности Калининграда для экспорта продукции в Россию
18:32 На реках России будет работать земснаряд китайской компании HID Dredger
18:15 На класс РС будет построена серия портовых буксиров проекта NE038
17:57 Минэнерго РФ обещает скорректировать превышенные в мае 2024 года объемы добычи нефти
17:34 Ставки фрахта на танкеры-продуктовозы в мире росли в мае 2024 года
17:16 Сухогруз «Спарта IV» в июне 2024 года совершил 2 тестовых кругорейса на контейнерной линии Калининград — Санкт-Петербург
16:58 «НОВАТЭК-Мурманск» и «Русатом Арктик» попали в санкционный список Великобритании
16:53 Два китайских погрузчика-манипулятора пополнили парк техники ММТП
16:35 Буксир-спасатель «Бейсуг» совершил переход из Санкт-Петербурга в Астрахань по МТК «Север-Юг»
16:17 Ставки фрахта на танкеры VLCC перешли к росту в мае 2024 года
15:59 Количество заказов на суда на альтернативном топливе в январе-мае 2024 года выросло на 55%
15:37 «Атлантический совет» признал провал усилий США по борьбе с хуситами в Красном море
15:22 Количество судозаходов через морские пункты пропуска СЗТУ в январе-апреле 2024 года выросло на 5%
15:08 Ставки фрахта на балкеры в мае 2024 года демонстрировали рост
14:56 Венчурный фонд ОСК профинансирует проект создания генераторов водорода
14:41 Протоку реки Куноват на Ямале включили в перечень внутренних водных путей
14:29 FESCO начала сезонные грузоперевозки в порты Чукотки в рамках северного завоза
14:15 Грузооборот порта Хельсинки за январь-май 2024 года сократился на 0,7%
13:54 Гидроузел №6 Волго-Донского судоходного канала принят в эксплуатацию после реконструкции
13:36 Сборы за транзит судов через Босфор и Дарданеллы возрастут с 1 июля на 14,7%
13:13 Власти Калининградской области рассчитывают на увеличение количества судов для морских грузоперевозок в регион
12:52 BIMCO: Цены на строительство новых судов с начала 2024 года выросли в среднем на 3%
12:34 В морском порту Ейск отремонтируют пассажирский причал
12:16 Ярославский судозавод начал формирование корпуса пограничного сторожевого корабля проекта 10410
11:55 На теплоходе-колеснике проекта ПКС-180 «Аурум» поднят государственный флаг
11:33 Михаил Мишустин: Правительство и РЖД определяют приоритетные группы грузов на Восточном полигоне