Решение о дерегулировании тарифов в морских портах позволило сохранить благоприятные экономические результаты - ФАС
Необходимо сохранение стабильной государственной политики по вопросам тарифообразования и применения антимонопольного законодательства. Об этом заявил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин по итогам заседание Методического совета ФАС России, состоявшегося 12 августа 2016 года и посвященное вопросам тарифного регулирования, дерегулирования и рыночного ценообразования в морских портах.
В заседании приняли участие все заинтересованные лица, включая представителей портов, стивидорных компаний, инвесторов, грузоотправителей, операторских компании, научных организаций и органов власти.
«Тарифное регулирование должно основываться на анализе рынка, который необходимо проводить в соответствии с нормами антимонопольного законодательства», считает Голомолзин.
Подчеркивается, что анализ рынка проводится в соответствии с приказом ФАС России №220. Закон о естественных монополиях запрещает сдерживание перехода рынка из естественно-монопольного в конкурентное состояние. В соответствии с соглашением Евразийского экономического союза решение о введении, изменении или прекращении тарифного регулирования может приниматься только после проведения анализа рынка.
«Если анализ рынка показывает, что условия конкуренции отсутствуют, то должно применяться тарифное регулирование, - рассказал Голомолзин. - Если создаются условия перехода из естественно-монопольного состояния в конкурентное – должно применяться гибкое тарифное регулирование. Там, где реализованы условия для конкуренции – необходимо дерегулировать тарифы. При этом, конкуренция может быть, как в порту, так и между портами, а также между российскими и зарубежными портами».
В целом участники рынка отмечают, что условия конкуренции присутствуют в большинстве сегментов этого рынка, как в морских, так и в речных портах.
Отмечается также, что при оценке последствий дерегулирования тарифов принципиальным является то, насколько растут объемы оказываемых портами услуг, и в какой мере создаются благоприятные условия для инвестиций в развитие новых портов и портовых мощностей.
Решение по дерегулированию, которое было принято ранее, позволило сохранить благоприятные экономические результаты. При этом, подчеркнул Голомолзин, дерегулирование не означает, что ситуация на рынке будет бесконтрольной. Продолжают действовать нормы антимонопольного законодательства, и они точечно могут применяться в отношении компаний-нарушителей. Кроме этого, должны существовать правила недискриминационного доступа, которые гарантируют доступ к ограниченной инфраструктуре.
«Именно такой подход будет способствовать стабильности тарифной и антимонопольной политики, а значит устойчивому функционированию и развитию портов и экономики в целом», - подвтожил Голомолзин.
Эксперты приняли решение о необходимости рассмотрения на заседаниях Методического совета ФАС России проектов методик ценообразвания в целях профессионального их обсуждения со всеми заинтересованными сторонами.
Между тем, в предоставленной общественности справке Ассоциации морских торговых портов России отмечается, что динамика рынка и анализ статистики загрузки портовых мощностей подтверждают развитую конкуренцию в отрасли и адекватную ценовую политику российских операторов морских терминалов.
«ФАС России предлагает изменить практику формирования тарифов в портовой отрасли в сторону значительного ухудшения финансового положения предприятий морского транспорта страны за счет введения ограничений по размеру нормативной прибыли, рентабельности капитала, экономически необоснованного увеличения сроков возврата капитала. Резкое снижение рентабельности стивидорной деятельности приведет к кратному снижению налогооблагаемой базы операторов морских терминалов, являющихся основными налогоплательщиками в приморских регионах. При этом эквивалентного увеличения налоговой базы у смежных хозяйствующих субъектов не произойдет, поскольку бенефициарами «экономии» от снижения портовых тарифов станут нерезиденты», - говорится в справке Ассоциации.
С полным текстом справки Ассоциации морских торговых портов о последствиях возврата к госрегулированию цен на услуги стивидорных компаний можно ознакомиться на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>