№2 (май 2024)   |   Судостроение

Арктический теплоход с изюминкой

На заводе «Нефтефлот» в Самаре началось строительство первого арктического грузопассажирского судна PV27. Головное судно планируется спустить на воду в 2026 году.

По заказу Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) в рамках госпрограммы льготного лизинга водного транспорта на самарском судостроительном и судоремонтном заводе «Нефтефлот» в конце марта 2024 года началось строительство морского грузопассажирского судна проекта PV27 с ледовым классом Arc4. Госконтракт стоимостью 5,99 млрд руб. на строительство и поставку судна между заводом «Нефтефлот» и ГТЛК был заключен в декабре 2021 года. Строительство будет выполняться в консорциуме с Онежским судостроительно-судоремонтным заводом (ОССЗ, Республика Карелия) в интересах Мурманской области.

Предполагается, что судно будет использоваться для социальных перевозок и заменит теплоход «Клавдия Еланская» 1977 года постройки, который работает на пассажирской морской линии вдоль побережья Кольского полуострова, связывая с Мурманском труднодоступные населенные пункты Островной, Чапома, Чаваньга, Тетрино и Сосновка. Судно предназначается для перевозки пассажиров, генеральных грузов, контейнеров международного стандарта (в том числе рефрижераторных), легковых автомобилей, с возможностью международных рейсов. Погрузка и выгрузка грузов будут проводиться с помощью механизмов, находящихся на судне, даже на не оборудованный кранами причал.

На заводе «Нефтефлот» отметили, что этот проект — ​один из самых сложных в российском судостроении, ранее суда проекта PV27 не строили: «В условиях активного освоения Россией Арктической зоны и реализации стратегического плана развития Северного морского пути строительство флота подобного класса относится к одной из приоритетных задач судостроительной отрасли».

Спуск головного судна со стапеля запланирован в 2026 году. Главная особенность судна, строящегося по проекту «Морского инженерного бюро — ​СПб» («МИБ-СПб»), — ​двухтопливная энергетическая установка, которая обеспечит работу теплохода как на дизельном топливе, так и на сжиженном природном газе (СПГ).

Татьяна Вильде