№2 (май 2024)   |   Акцент

Волгу ставят на рельсы

Многолетние попытки найти транспортный баланс между перевозками по железной дороге и Волге оказались безуспешными — ​в итоге появилась идея создать оператора речных перевозок на базе РЖД.

Проблема нездоровой конкуренции между РЖД и речным транспортом на Волге в период навигации — ​застарелая. Речники из года в год жаловались на демпинг со стороны железнодорожников, однако для грузоотправителей эта ситуация была выгодна. Попытки Минтранса России принять некие критерии «транспортного баланса», при помощи которых предполагалось регулировать загрузку между разными видами транспорта, не допуская нездоровой конкуренции, так ничем и не закончились. Эта проблема в нынешних сложных для экономики условиях приобрела уже стратегическое значение: железная дорога перегружена на всех направлениях.

Так, на фоне дефицита провозной способности железнодорожной инфраструктуры правительство России подготовило поручение, которое направлено на повышение приоритетности перевозок нефтепродуктов по железной дороге, по сравнению с иными грузами. По данным СМИ, РЖД, Минэнерго и Минтранс должны проработать ежемесячный график перевозок нефтепродуктов до конца 2024 года.

Отметим, что тема ритмичности отправок топлива еще более обострилась на фоне запрета на экспорт бензина, потребовавшего перенаправления грузопотока внутри страны.

В связи с этим в марте 2024 года в Союзе транспортников России (СТР) предложили поручить РЖД заняться речными перевозками на Волге: с такой идеей в ходе съезда Союза выступил президент СТР, депутат Государственной Думы Виталий Ефимов.