№1 (февраль 2024)   |   Логистика

Море на связи

Четверть века безопасность мирового судоходства обеспечивает Глобальная морская система связи при бедствии (ГМССБ), которая привела на смену азбуке Морзе современные решения на основе УКВ, ПВ/КВ и спутниковой связи.

Безопасность мореплавания во многом зависит от возможности экстренно сообщить о бедствии. С изобретением телеграфного аппарата в 1838 году была придумана азбука Морзе, которая долгие годы спасала моряков. Но мир меняется, технологии развиваются.

В 1988 году Международная морская организация (ИМО) приняла поправки к «Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (СОЛАС‑74) о внедрении системы Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ/GMDSS). Ее внедрение обеспечило срочную передачу и прием сигналов бедствия, навигационных и метеорологических предупреждений. С 1992 года началось поэтапное внедрение этой системы в мировое судоходство. Основное внимание было уделено вопросам организации надежной резервированной связи, в том числе строительству береговых объектов и оснащению судов системами УКВ, ПВ/КВ связи с возможностью цифрового избирательного вызова (ЦИВ) и спутниковой связи. Спустя 11 лет изменения вступили в силу.

«31 января 1999 года стало датой завершения эпохи передачи сообщений с помощью азбуки Морзе и началом эпохи использования на море современных решений на основе УКВ, ПВ/КВ с ЦИВ и спутниковой связи. Международное морское сообщество 1 февраля 2024 года отметило 25-летие внедрения ГМССБ», — ​отметили в ФГУП «Морсвязьспутник».

Благодаря действию ГМССБ появилась возможность быстро организовать аварийно-спасательные операции, провести оперативный поиск и спасение судов и людей, терпящих бедствие. Современные спасательно-координационные центры и суда имеют возможность оперативно взаимодействовать, своевременно передать навигационную и метеорологическую информацию.

Для обеспечения функционирования ГМССБ в Российской Федерации совместно работают государственные органы и предприятия морской отрасли.

ФГУП «Морсвязьспутник» обеспечивает эксплуатацию российского сегмента береговых объектов ГМССБ в составе МКВЦ, СПОИ‑1 (г. Москва) и СПОИ‑3 (г. Находка) системы КОСПАС–САРСАТ, а также береговых земных станций Инмарсат-С и станции сопряжения Марсат‑4. Кроме того, предприятие проводит освидетельствование береговых объектов системы.

Другим российским участником ГМССБ является ФГУП «Росморпорт». В его зоне ответственности — ​эксплуатация, развитие действующих и строительство новых систем обеспечения безопасности мореплавания. В ведении предприятия находятся 42 береговые станции морского района А1 ГМССБ, 18 береговых станций морского района А2 ГМССБ, а также 11 береговых станций службы НАВТЕКС.

Прием и обработку аварийных сигналов, полученных от судов в море, обеспечивает государственный морской спасательно-координационный центр ФГБУ «Морспасслужба». Он же организовывает и координирует аварийно-спасательную готовность, а также организует подготовку и повышение квалификации операторов ГМССБ.

Российская Федерация является координатором морских районов NAVAREA/METAREA XIII, XX и XXI и обеспечивает поставку информации по безопасности мореплавания на суда в прибрежных районах акватории Севморпути и Охотского моря. Передача осуществляется по каналам системы спутниковой связи Инмарсат через службу SafetyNet, а также c использованием береговых станций НАВТЕКС. За подготовку навигационной и метеорологической информации отвечают управление навигации и океанографии Министерства обороны РФ, ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» и ФГУП «Гидрографическое предприятие», за ее доставку по каналам спутниковой связи — ​ФГУП «Морсвязьспутник», по каналам службы НАВТЕКС — ​ФГУП «Росморпорт». Регулированием использования радиочастотного спектра в России, частот в интересах функционирования ГМССБ занимается Минцифры России.

Глобальная морская система связи при бедствии модернизируется и развивается с учетом новых технологических изменений. Так, 1 января 2024 года вступили в силу поправки к Конвенции СОЛАС.

Обновленная концепция дает новое определение морского района А3 ГМССБ, закрепляет предоставление услуг подвижной спутниковой связи в системе за несколькими провайдерами, предполагает использование систем связи нового поколения — ​в частности, системы обмена данными в диапазоне ОВЧ (VHF Data Exchange System, VDES), системы NAVDAT (рассматривается в качестве альтернативы службе НАВТЕКС) и системы автоматического установления связи (ALE).