№2 (июнь 2023)   |   Технологии. Оборудование

Технологиями по санкциям

Обновление российского гражданского флота в условиях санкций — ​непростая задача, так как необходимо замещать выбывшее с рынка иностранное оборудование и комплектующие. Поэтому новые суда имеет смысл строить, по максимуму используя новейшие отечественные технологии. У российских ученых, конструкторов и инженеров есть интересные разработки, достойные внимания судостроителей.

Материалы

Важным направлением отечественных разработок является создание новых материалов для судостроения. Так, ученые Института лазерных и сварочных технологий (ИЛиСТ) Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ, Корабелка) с помощью прямого лазерного выращивания создали многослойный материал, который позволит деталям из него дольше выдерживать динамические нагрузки.

Многие ответственные детали, такие как, например, лопасти в газотурбинных двигателях, прессы, молоты, поршни, испытывают серьезные динамические нагрузки. Чтобы выдержать их, металл для таких изделий должен быть одновременно прочным и пластичным. Но в природе такие свойства часто противоречат друг другу. Исследователи Морского технического университета разработали слоистый металлический композит, где чередуются два материала: чистый титан (менее прочный, но более пластичный) и сплав титана с алюминием и ванадием (более прочный, но с низкой пластичностью).

Испытания показали, что изделия из нового материала будут обладать высокой прочностью и пластичностью, что позволит им выдерживать больший уровень ударных нагрузок. Все потому, что для распространения трещины в композиционном материале потребуется потратить больше энергии в сравнении с титановым сплавом. То есть трещины будут распространяться гораздо медленнее, проходя слои из разных материалов.