• 19 октября 2005

    Невская альтернатива

    Проблема пропуска грузовых судов по Неве обсуждается не первый год. Предложения по обеспечению безопасности судоходства выдвигаются как региональными властями Санкт-Петербурга, так и исходят со стороны федерального правительства. Однако решение вопроса комплексного обеспечения экологической безопасности проходящих по Неве судов так и не найдено. По-прежнему каждое лето происходят столкновения судов с петербургскими мостами, поверхность Невы все чаще покрывается пленкой мазута, а судовладельцы теряют деньги из-за простоя судов в ожидании разводки мостов. Поэтому сотрудники «ЛенморНИИпроекта» предлагают кардинально решить проблему - создать новый водный путь, соединяющий Ладожское озеро и Финский залив, минуя Неву.

     

    Идею предложат правительству
    До конца этой недели специалисты института «ЛенморНИИпроект» передадут в аппарат полпреда президента в Северо-Западном Федеральном округе Ильи Клебанова концепцию своей идеи по строительству нового водного пути. Эта трасса позволит разгрузить Неву и увеличить объемы перевозки грузов по Волго-Балту. На основании этого документа полпредством будет подготовлен доклад, который представят 28 октября на заседании Морской коллегии при правительстве РФ. Суть предложения сводится к строительству нового судоходного канала, который будет пропускать грузовые суда из Ладоги в Финский залив круглосуточно. В случае реализации этого проекта, новый канал станет неотъемлемой частью международного транспортного коридора «Север-Юг».

     

    Три пути на выбор
    Особенности существующей водной системы Северо-Западного региона России позволяют предложить три основные трассы, по одной из которых может быть проложен новый судоходный путь к Финскому заливу. Как сообщил корреспонденту ИА «ПортНьюс» ведущий специалист отдела гидротехнических сооружений ОАО «ЛенморНИИпроект» Сергей Ларионов, сегодня институт рассматривает строительство «Северной трассы», «Короткой трассы» и «Южной трассы».

    «Северная трасса» является наиболее интересным вариантом строительства нового пути. Она может быть проложена по руслу р. Вуокса и нескольким озерам Карельского перешейка. В Финский залив трасса выходит через существующий Сайменский канал. Общая протяженность пути — 150 км. Основной особенностью этого варианта является отсутствие большого объема земельных работ — существующее русло Вуоксы требует лишь расчистки. Кроме того, «Северная трасса» соединит внутренние водные системы России и Северной Европы. Недостатком этого варианта является строительство от 2 до 5 шлюзов, увеличивающих время прохождения водного пути на 10-15%.

    «Короткая трасса» представляет собой 65-метровый канал, который берет свое начало у мыса Морье на западном берегу Ладожского озера и заканчивается в Финском заливе у северной границы Сестрорецка. Этот путь, проложенный по северной границе города, является полностью искусственным сооружением. Такой вариант короче «Северной трассы» почти вдвое, к тому же он короче существующего пути по Неве. Однако этот вариант может быть наименее интересным из всех предложенных в силу большого объема выемки грунта.

    «Южная трасса» - водный путь длиной 150 км, из которых 280 уже используются для судоходства. Она может быть проложена от Ладожского озера по р. Волхов, по некоторым протокам и далее по р. Луга в Финский залив (в районе порта Усть-Луга).

     

    Идею надо проработать
    Стоимость реализации этой идеи на сегодняшний день определить не представляется возможным. Как отметил директор по планированию и организации производства «ЛенморНИИпроекта» Сергей Семенов, «мы только предлагаем концепцию своей идеи, а для того, чтобы подсчитать стоимость работ, надо провести более глубокую ее проработку». По этой же причине, считает Семенов, рано говорить о негативном экологическом влиянии нового строительства на природу Ленинградской области. В то же время вопрос о возможности крупной экологической катастрофы на Неве встает каждую навигацию. «Затягивать с решением этой проблемы уже нельзя», считает собеседник ИА «ПортНьюс». В случае если Минтранс РФ заинтересуется предложением «ЛенморНИИпроекта», институт готов за год подготовить более детальный проект.

    Идея о строительстве второй ветки водного пути, соединяющего Ладожское озеро и Финский залив, нашла поддержку в Морском совете при губернаторе Ленинградской области. Эскизные предложения с обоснованием экономической эффективности такого строительства «ЛенморНИИпроект» подготовил и направил в правительство Ленинградской области. Не исключено, что политические амбиции областных властей смогут довести эту идею до ее реализации.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен