• 6 октября 2005

    Портовый бизнес делят заново

    В порту Санкт-Петербург продолжается передел собственности. Методы, которыми ведется борьба за места перевалки грузов на территории «Балтийского судомеханического завода» (БСМЗ), все чаще находят отражение в криминальных сводках ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. История стивидорной компании «Барбалетта» не закончилась вместе с закрытием в 2003 году уголовного дела, возбужденного по факту убийства ее генерального директора Игоря Трофимова в 1997 году. В Московском районе Санкт-Петербурга 2 октября 2005 года убили Вячеслава Серикова, фигурировавшего в деле «Барбалетты». Сериков был одним из двух основателей «Балтийской судомеханической компании», которая пыталась вытеснить «Барбалетту» с причалов БСМЗ.

     

    Убийство директора «Балтийской судо-механической компании» Вячеслава Серикова, 1964 года рождения, произошло поздно вечером 2 октября. Бизнесмен ставил свой автомобиль BMW на охраняемую автостоянку, которая расположена на территории машиностроительного предприятия "Аркон". Когда он зашел в помещение охраны автостоянки, чтобы расплатиться за парковку автомобиля, следом за ним проследовал неизвестный человек в камуфляжной форме, который произвел 5 выстрелов из пистолета Макарова в голову Серикова. Стрелявший скрылся с места происшествия. Оужие, предположительно, он унес с собой. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 105, часть 1. По данным прокуратуры на Серикова заведено несколько уголовных дел, в основном по фактам хищений в особо крупных размерах.

     

    Подробности истории, которая связана с переделом сфер влияния на БСМЗ, ИА «ПортНьюс» приводит ниже, публикуя статью, размещенную на сайте «Агентства криминальных расследований».

     

    Очередного криминального скандала в Петербурге почти никто не заметил. Слишком отвлекали внимание скандалы политические, сотрясавшие город в последнее время. В иное время полное оправдание за недоказанностью целой группы, обвинявшейся в серии заказных убийств, попали бы на первые полосы газет.
    По крайней мере, об оправдательном финале этой истории говорили значительно меньше, нежели о ее начале — убийстве директора петербургской стивидорной компании «Барбалетта» Игоря Трофимова.

     

    Убийство

    Петербургский порт — один из крупнейших, если не крупнейший, оставшийся у России в европейской части страны. Через него идет львиная доля товарооборота, ведущегося морским путем. Надо ли говорить, что криминальные структуры еще с начала 90-х годов испытывали к порту и всей его инфраструктуре самые нежные чувства, а предпринимали активные действия, чтобы получить контроль, если и не над всем портом, то хотя бы над его частью.

    Об истории Эдуарда Сергеева, директора холдинга «Морской рыбный порт», мы уже писали. Очень похожая история разворачивалась и вокруг Балтийского судомеханического завода. Завод имел собственные причалы в порту, и мог неплохо жить только за счет сдачи их в аренду различным коммерческим структурам. Эти богатые потенциальные возможности привлекали к БСМЗ как чисто коммерческие структуры, так и те, что гораздо большее отношение имели к организованному криминалу, нежели честному бизнесу.

    Где-то в середине 90-х к директору завода пришил два молодых коммерсанта: Вячеслав Сериков (в прошлом недоучившийся студент журфака МГУ) и Михаил Петухов. Чем уж они сумели очаровать директора завода неизвестно, но он назначил обоих своими помощниками: Серикова - по кадрам (хотя его задачей было создать на заводе собственную службу безопасности, чтобы противостоять криминальным структурам, начавшим интересоваться "портовой" темой), а Петухов - по коммерции. Казалось бы, собственной коммерческой деятельности только и разворачиваться, но все осложнялось тем, что на территории завода уже действовала стивидорная компания «Барбалетта». Конфликта интересов просто не могло не возникнуть.

    Вечером 11 ноября 1997 года вооруженные двумя автоматами Калашникова киллеры в масках изрешетили возле офиса "Барбалетты" "Мицубиси-Паджеро", в котором сидел Игорь Трофимов со своей секретаршей. Коммерсант и девушка погибли на месте. Охраннику Трофимова - Канашицу, пытавшемуся вмешаться в события и выскочившему из своей машины, прострелили ногу.

    После гибели Трофимова Сериков с Петуховым создали на БСМЗ собственную стивидорную фирму - "Балтийскую судомеханическую компанию" и начали постепенно вытеснять оттуда "Барбалетту", оставшуюся без крепкой руки прежнего директора.

     

    Главные подозреваемые

    Расследование убийства Трофимова шло достаточно долго. Нет, подозрения у сыщиков насчет главных подозреваемых оформились достаточно быстро, но доказательств долгое время не было. Естественно, что подозрения, в первую очередь, пали на Серикова, числившегося в картотеках правоохранительных органов, лицом, имеющим непосредственное отношение к криминальным структурам, в частности, к одному из ближайших помощников Константина Яковлева (Кости-Могилы) Владимиру Кулибабе. Лишь через полтора года, в 1999 году у оперативников уголовного розыска появился основной свидетель - Вячеслав Иванов, бывший партнер Серикова, решивший дать на него показания в милиции.

    Иванов вместе с Сериковым был в соучредителях некоей коммерческой фирмы «Виктория». Однако по имевшейся у сыщиков информации, их партнерство носило не только коммерческий, но и криминальный характер.

    К весне 1998 года отношения между ними испортились, да так, что вскоре на Иванова была открыта форменная охота. Объяснялось все весьма просто, Сериков был должен Иванову 40 тысяч долларов, а, кроме того, стал заглядываться на долю последнего (75 процентов) в «Виктории».Еще в апреле 1998 года один из подручных Серикова, Екимов, якобы, предупредил Иванова, что на того готовится покушение. Спустя несколько дней, Екимов был застрелен. Иванов же начал скрываться от недавнего коммерческого партнера то у своей сожительницы Джакия, то вообще за границей.

    7 сентября 1998 года Иванов с Джакия вернулся из Турции. Их встречали уже в аэропорту. Убедившись, что они приехали и сели в машину, группа наблюдения дала сигнал непосредственным исполнителям. На въезде в Петербург с Пулковского шоссе "Жигули" Иванова и Джакии нагнал мотоцикл с двумя седоками. Мотоциклисты открыли по легковому автомобилю огонь из автоматов «Скорпион». Иванов со своей подругой были ранены, но выжили. После этого покушения Иванов стал прятаться еще более тщательно, но почти через год, 5 августа 1999 года его снова нашли и попытались убрать возле станции "Логоваз" на Ленинском проспекте. Но и на этот раз Иванову удалось уцелеть - когда по его машине открыли огонь, он сумел выпрыгнуть из машины и скрыться за железнодорожной насыпью. После этого покушения Иванов был готов к сотрудничеству с правоохранительными органами и дал показания на Серикова и других членов его «банды».

    Сами-то оперативники полагали, что на счету «группы Серикова» значительно больше убийств — не меньше десятка (среди которых убийства генерального директора фирмы «Балтийская корпорация» Цоя, некоего Андреева по кличке «Буйвол», также пытавшегося вторгнуться в «портовый бизнес» Серикова, «авторитетного» московского чеченца Джаврова), но поскольку в них принимал участие Иванов, решили, что будет лучше, если он даст показания как свидетель, чем будет отмалчиваться, как подсудимый.
    Кроме Серикова по делу были арестованы Александр Бураковский (после вытеснения «Барбалетты» с БСМЗ они вместе создали фирму "Балтийская судомеханическая компания"), Игорь Королевский — житель Приднестровской Молдавской республики, заместитель командира 10 полка тамошних вооруженных сил, неработающий Александр Дружинин и инженер по снабжению одного из петербургских предприятий Бачука Ахалаев. Их обвинили в бандитизме, организации и совершении "закзаных" убийств и покушений.

    По версии правоохранительных органов, едва оказавшись заместителями директора БСМЗ, Сериков с Петуховым потребовали от директора «Барбалетты» Игоря Трофимова ежемесячных выплат в размере 35 тысяч долларов, пригрозив в противном случае заставить завод расторгнуть с "Барбалеттой" договор аренды. Нехотя Трофимов согласился платить, но параллельно приказал начальнику своей службы безопасности Лукину собрать исчерпывающую информацию о Серикове с Петуховым (при первых встречах с коммерсантом, те представились ему членами "малышевской" преступной группировки). К осени 1997 года Трофимову стало ясно, что реально за Сериковым и Петуховым серьезных криминальных лидеров не стоит, и он попытался выйти из-под обременительной дани. Между сторонами прошла «стрелка», на которой Сериков с Петуховым представляли сами себя, а Трофимов привлек «дагестанцев». Стороны договориться не смогли и на прощанье пообещали «мочить друг друга». После этого Сериков с Петуховым, якобы, и решили окончательно выжить "Барбалетту" с территории БСМЗ, а самого Трофимова ликвидировать. Для операции по устранению коммерсанта они прибегли к помощи Бураковского, Дружинина и Екимова, пообещав заплатить им 35 тысяч долларов. За жертвой была устроена слежка, в которой принимал участие и сам Сериков. Одна попытка подкараулить Трофимова не удалась — киллеров, поджидавших жертву в подъезде, спугнул один из жильцов дома (как потом оказалось — сотрудник Управления уголовного розыска ГУВД).

    К ликвидации Иванова, по версии правоохранительных органов, Сериков сперва привлек Ахалаева и Джафарова, пообещав за операцию 5 тысяч долларов. И это, якобы, они обстреляли машину после возвращения Иванова из Турции. Для второго же покушения возле «Логоваза», как считало обвинение, Сериков привлек и Игоря Королевского. Параллельно с этим, якобы, Сериков подделал подпись Иванова на учредительных документах и обманом получил в свое распоряжение долю недавнего приятеля в "Виктории".

    Петухов погиб в очередной бандитской разборке еще до ареста Серикова.
    Формально следствие торжествовало победу, и дело об убийстве Трофимова попало в разряд раскрытых. Однако впереди оставался суд.

     

    Судебная осечка

    Слушания дела в Городском суде Петербурга начались в мае 2002 года. Процесс вела Елена Волкова, судья опытный, незадолго до того завершившая осуждение дело знаменитого криминального авторитета Александра Анисимова (Акулы). Правда, обвинение Акулы и его людей по 210 статье УК (организация преступного сообщества) развалилось в суде, но и оставшихся обвинений хватило на то, чтобы упечь Акулу на восемь лет за решетку.

    Сериков и остальные его «коллеги» отрицали свою вину и на следствии, и в суде. С перерывами процесс тянулся до 14 февраля 2003 года, когда Волкова вынесла оправдательный приговор подсудимым — за недоказанностью. Одной из основных причин стала позиция Иванова — он то узнавал в покушавшихся на него людях Серикова и остальных подсудимых, то переставал узнавать. После вынесения оправдательного приговора все подсудимые тут же в зале суда были освобождены из-под стражи. Конечно прокуратура уже в понедельник, 17 февраля направила кассационный протест на приговор в верховный суд, но Сериков то со своими людьми уже был на свободе. Несколько дней сотрудники правоохранительных органов прятали свидетелей по делу, опасаясь, что вышедшие на свободу Сериков и его подельники с ними расправятся. Но те видимо решили пока не предпринимать активных действий. В любом случае, точку в этом деле ставить очевидно рано.

     

     

    Александр Сомов Служба Расследований ИГ «Кросс-Медиа» специально для FLB

    2003 год

     

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен