• 4 октября 2005

    Маломерный флот: пора расстаться с канистрой

    Виновниками загрязнения акватории Санкт-Петербурга в период летней навигации являются не только крупные суда, проходящие через морской порт. Большую часть экологического вреда рекам и каналам Петербурга наносят небольшие, но частые нефтеразливы, связанные с эксплуатацией маломерного флота. Чиновники городской администрации всерьез озабочены проблемой заправки топливом катеров и яхт, а так же вопросом экологического обслуживания маломерных судов в городе.

     

    Ночной слив

    По данным государственной инспекции по маломерным судам Санкт-Петербурга в городе зарегистрировано более 30 тысяч катеров и яхт. Эта цифра растет каждый год примерно на 10%. Несмотря на то, что в навигацию активно используется только около 40% от зарегистрированного количества судов, их движение на акватории города заставляет экологические подразделения Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга быть в постоянной готовности к ликвидации нефтеразливов. По словам начальника отдела природоохранных работ Комитета Игоря Березина, большая часть работ предприятий «ПиЛАРН» и «Ленводхоз» по сбору нефтепродуктов с поверхности городских рек и каналов приходится на ликвидацию небольших нефтяных пятен.

     

    Как показывает практика, в большинстве случаев, определить источник нефтеразлива не представляется возможным. «Если где-то произошел слив нефтепродуктов в воду, то уже через полчаса источник загрязнения определить нельзя», - говорит директор ГУП «ПиЛАРН» Николай Федоров. Собеседники ИА «ПортНьюс» отмечают, что во многих случаях источником загрязнения вод служат несанкционированные сливы льяльных вод с маломерных судов. Их владельцам не выгодно сдавать нефтесодержащие воды специализированным экологическим компаниям, как это делают крупные грузовые и пассажирские суда, поскольку от льяльных вод катер или яхта может избавиться бесплатно и безнаказанно.

     

    Заправка из канистр

    Другой путь попадания топлива в воду — заправка маломерных судов канистрами. «У нас в городе катастрофически не хватает водных заправочных станций, - отмечает специалист Комитета по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга Антон Тремба. - На сегодняшний день, город имеет только две водные заправочные станции, которые стоят у причалов центрального яхт-клуба (заправочная станция «ШИПОЙЛ» и «БАЛТ-ТРЕЙД» - прим. ред.). Чтобы новые водные заправки появились, они должны иметь право на легальное существование, а для этого, в первую очередь, надо решить вопрос с получением в Невско-Ладожском бассейновом управлении лицензии на водопользование. Инвесторы готовы вкладывать средства, но нет юридической ясности, как это сделать».

     

     

    «ШИПОЙЛ» покрывает спрос

    Пока в комитетах и управлениях решается вопрос легитимности размещения новых водных станций, спрос на цивилизованную заправку топливом маломерного флота в Петербурге удовлетворяет компания «ШИПОЙЛ». Она является оператором одноименной «плавучей заправочной станции» (название утверждено Российским речным регистром) и арендует причал в Центральном яхт-клубе.

     

    Заправочная станция представляет собой судно, длиной 20, 8 метров и шириной 7 метров. Его корпус выполнен из бетона и имеет ледовую защиту. Это позволяет владельцам станции оставлять ее в воде на зиму. Грузоподъемность сдна-заправки - 50 тонн. На судне установлены емкости под дизельное топливо (объемом 10 куб. м), под бензин (10 куб. м), под льяльные и нефтесодержащие воды (4 куб. м), под хоз.фекальные воды (20 куб. м), под техническую воду для снабжения судов (20 куб. м). Станция оборудована двумя топливо-раздаточными колонками (ТРК). Судно имеет пожарные и санитарные свидетельства на право плавания в соответствии с требованиями законодательства. Оператор судна — компания «ШИПОЙЛ» имеет сертификат DNV.

     

    По данным компании, ежегодно объем продаж дизельного топлива и бензина для небольших судов возрастает почти вдвое. Объем продаж топлива с заправочной станции «ШИПОЙЛ» в сезон 2004 года составил 220 тонн, а в 2005г за сезон прокачка топлива планируется (на 1ноября) на уровне 450 тонн ГСМ. Среди клиентов компании, по словам работников «заправки», не только небольшие частные яхты, но и лоцманские суда, Портнадзор, речные такси, суда, работающие в Константиновском дворце. Около 20% бункеровок приходится на большие яхты, следующие транзитом из Москвы в Финляндию.

     

    На сегодняшний день, только эта водная станция имеет возможность наряду с выдачей топлива принимать льяльные судовые воды с маломерных судов. Для этого «ШИПОЙЛ» заключил договор на прием и утилизацию хоз.фекальных и льяльных вод с ЗАО «Портовый флот». Но, по заявлению руководства компании, за прошедшую навигацию ни одно судно не сдало своих отработанных вод на станцию — «им проще слить все в Неву».

     

    Заправок надо больше

    Анализируя опыт работы заправочных станций в городских маринах, специалист Комитета по транспортно-транзитной политике был скуп на комментарии. По мнению Трембы, этот рынок еще не сформирован. Однако он согласился, что пример работы «ШИПОЙЛа» «в принципе тот вариант, который Комитет хотел бы видеть в городе». Другие компании пока находятся лишь в стадии предпроектных работ. «Вопрос обеспечения цивилизованных условий для заправки маломерного флота и приема отработанных вод Санкт-Петербургу необходимо решать, если город хочет развивать направление яхтенного туризма», - подчеркнул Антон Тремба.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен