• 23 января 2012

    Нефтепорты вылетели в трубу

    Грузооборот морских портов России за 2011 год вырос крайне слабо, всего на 1,8% - до 535,4 млн тонн. Основная причина слабого роста – в падении экспорта нефти – основного по тоннажу груза российских портов. В 2012 году тенденция сокращения экспорта нефти через порты вряд ли изменится – при переизбытке транспортных мощностей нефть, где возможно, будет экспортироваться через трубопроводный транспорт как более дешевый.

    Не все то золото, что темнит


    Рост грузооборота российских портов в 2011 году оказался весьма скромным и почти незаметным. Особенно если учесть, что даже в год острой фазы мирового финансового кризиса (в 2009 году) объем перевалки грузов в российских портах вырос на 9,2%.

    Снижение динамики прироста грузооборота объясняется, в первую очередь, снижением экспорта нефти. Так, по данным Минэнерго России, экспорт «черного золота» за 2011 год в целом снизился на 1,3%  (на 3,16 млн тонн) в сравнении с прошлым годом - до 241,83 млн тонн. Через порты, по данным Ассоциации морских торговых портов, в 2011 году было перевалено 193,4 млн тонн нефти, что на 7,8% (примерно на 17 млн тонн) меньше, чем в прошлом году.

    Снижение экспорта нефти вызвано рядом причин. Одна из них - рост внутренней переработки. Объем нефтяного сырья, направленного на переработку в России в 2011 году, вырос на 3,4% (на 8 млн 395,4 тыс. тонн) - до 256 млн 816,8 тыс. тонн.

    Другая причина снижения экспорта нефти через порты – это сокращение ее добычи на ряде месторождений, ориентированных на морской транспорт, либо переориентация объемов на трубопроводный транспорт. Как пояснил ИАА «ПортНьюс» эксперт в области логистики нефти и нефтепродуктов Сергей Киселев, в условиях избытка мощностей по транспортировке нефти предпочтение отдается трубопроводному транспорту, как более дешевому – там, где это возможно.

    Так, почти в 2 раза (примерно на 3,8 млн тонн) снизилась перевалка нефти через терминал Варандей – до 3,91 млн тонн из-за снижения добычи на месторождении Южное Хыльчую, расположенном в Тимано-Печоре (Ненецкий АО), запасы которого оказались меньше прогнозных.

    Сократился объем перекачки нефти и через терминал КТК-Р в Новороссийске (почти на 9% - 31,8 млн тонн (на 3 млн тонн). В «Каспийском трубопроводном консорциуме» пояснили, что это связано с переориентацией компанией «Роснефть» объемов нефти, раньше шедших через нефтеперекачивающую станцию «Кропоткинская» на другие направления (по некоторым данным в систему «Транснефти»), а также в связи неблагоприятными погодными условиями и технологическими обстоятельствами.

    В порту Приморск объем перевалки нефти снизился на 2% . Почти на 1% снизился экспорт нефти через «Спецморнефтепорт Козьмино» (до 15,2 млн тонн). Перевалка нефти через порт Де Кастри (с месторождений Сахалина) выросла на 11,7% (до 7,8 млн тонн), через Пригородное – на 1,5% (до 16,3 млн тонн). Это связано с активным освоением сахалинских месторождений и развитием экспорта в страны азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Особенность сахалинской нефти состоит в ее низкосернистости, а короткое транспортное плечо позволяет конкурировать с ближневосточной нефтью в АТР.

    В надежде на «черное» будущее

    Если говорить в целом, то добыча нефти в России продолжает стагнировать из-за истощения запасов западносибирских месторождений. Более того, нестабильная макроэкономическая ситуация в мире и высокие цены на нефть оказывают давление на объем ее экспорта. Правительство через систему налоговых и таможенных стимулов также делает ставку на увеличение внутренней переработки. В долгосрочной перспективе, после начала освоения новых шельфовых месторождений, добыча нефти и ее экспорт могут вновь начать расти.

    По мнению Сергея Киселева, новые стивидорные проекты, ориентированные на нефть – Балтийской трубопроводной системы-2 (БТС-2) с выходом в Усть-Лугу и развитие трубопровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО) ориентированы на перспективные месторождения. «В последнее время российские нефтяные компании заявили о больших инвестициях в разведку новых месторождений. Поэтому можно предположить, что новые портовые мощности ориентированы на перспективные объемы, которых пока нет», - считает эксперт.

    Из ближайших «нефтяных» стивидорных проектов ожидается запуск в 2012 году  нефтяного терминала (по последним данным уже в феврале) в порту Усть-Луга, являющегося конечной точкой БТС-2. Проектная мощность первой очереди терминала – 30 млн тонн нефти в год, хотя выхода на такой объем вряд ли стоит ожидать в краткосрочной перспективе.

    На Дальнем Востоке предполагается развитие трубопровода ВСТО, конечной точкой которой является «Спецморнефтепорт Козьмино» в порту Восточный. По прогнозам компании-оператора терминала, в 2012 году его грузооборот не изменится, оставшись на уровне 15 млн тонн, однако сейчас возводится дополнительная система учета нефти на береговых и причальных сооружениях, продолжается обустройство причала № 2 для приема одновременно двух танкеров и строительно-монтажные работы на пункте приема нефти. На 2012 год также запланированы мероприятия ФГУП «Росморпорт» по дноуглублению акватории в районе причала № 2 и укреплению подходной дамбы для обработки танкеров дедвейтом от 80 до 150 тыс. тонн. Выполнение этих мероприятий позволит увеличить пропускную способность терминала до 30 млн тонн в год.

    Таким образом можно сказать, что в настоящее время портовые терминалы для перевалки нефти в России имеют избыточную мощность. В случае, если освоение шельфовых месторождений и разведка новых затянется, то тенденция сокращения перевалки нефти в портах сохранится.

    Виталий Чернов.


Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен