Деньги уйдут налево
Последние события в России продемонстрировали, что существующие долгосрочные прогнозы развития транспортной отрасли страны не учитывают политических рисков. Новая Госдума будет более левой и популистской – а это значит, что финансирование крупных инвестпроектов может быть урезано в угоду социальным программам.
Политика займется портами
В соответствии с опубликованными Центральной избирательной комиссией России итогами голосования на выборах в Госдуму России, «Справедливая Россия» получила 64 мандата, ЛДПР - 56 мандатов, КПРФ - 92 мандата, «Единая Россия» - 238 мандатов. При этом в списке депутатов нет практически ни одного человека, напрямую связанного с портовой отраслью. В частности, в списке нет депутата Госдумы 5-го созыва Виталия Южилина, чье имя связывается с владением крупными портовыми активами в России (компания First Quantum - акционер «Национальной контейнерной компании»). С полным списком избранных депутатов можно ознакомиться на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>
Впрочем, данный список не является окончательным, так как в нем имеется множество лиц, которые депутатами вряд ли останутся и их места достанутся другим однопартийцам – к примеру, в списке депутатов от «Единой России» числится Дмитрий Медведев, Игорь Сечин и др. В этой связи тот же Южилин, скорее всего, получит мандат в новой Госдуме. Между тем, шансов на возврат председателя комитета Госдумы по транспорту Сергея Шишкарева (имя которого связывается с рядом стивидорных и сервисных активов в Новороссийске) в нижнюю палату парламента нет, так как он не прошел «праймериз». Федор Швалев, бывший депутатом 5-го созыва Госдумы, чье имя связывается с «Азово-Донским пароходством», в нынешний созыв Думы вообще не баллотировался.
Как бы то ни было, новый состав парламента в целом вряд ли будет проявлять активный интерес к продвижению транспортных проектов. Поэтому инициаторам данных проектов придется их активнее лоббировать. Это связано с настроениями избирателей, которые явно симпатизируют левому политическому спектру. Кроме того, такие настроения будет учитывать и «партия власти». А это значит, что увеличатся социальные расходы бюджета, расходы на силовые структуры, а госказна и без того балансирует на грани дефицита. Соответственно, ассигнования на крупные инвестпроекты будут одобряться с бОльшим трудом, чем ранее, а конкуренция между инвесторами за бюджетное финансирование усилится.
В «наследство» новой Думе также перешли как минимум три важных отраслевых законопроекта – законопроект о Северном морском пути, поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта и изменения в закон о морских портах. О поправках в КВВТ можно прочитать на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>> о Севморпути >>>> об изменениях в закон о морских портах >>>>
В целом можно сказать, что в стране впервые за 11 лет сложилась ситуация политической неопределенности и неочевидности дальнейшего развития. Результаты выборов так и не признали даже прошедшие в Думу партии, оппозиционные «Единой России». О нелегитимности выборов объявили ее ближайшие конкуренты – «Справедливая Россия» и КПРФ. Нарастающая политическая нестабильность снижает инвестиционную привлекательность страны в целом и делает невозможным достоверное долгосрочное прогнозирование возврата инвестиций. Особенно инвестиций в транспортную инфраструктуру, которая всегда привлекает наибольшее внимание противоборствующих сторон в случае политических и гражданских конфликтов ввиду своего стратегического значения.
В погоне за триллионом
Наиболее крупными проектами, связанными с портами и судоходством, которые предполагается реализовывать с привлечением бюджетного финансирования, в настоящее время является создание сухогрузного района порта Тамань, строительство объектов Мурманского транспортного узла, проект Белкомур и строительство порта Сабетта. Сюда же можно добавить стройки в рамках подготовки к проведению Олимпиады в Сочи и саммита стран-участниц Азиатско-тихоокеанского сотрудничества на Дальнем Востоке.
Так, объем бюджетного финансирования реализации проекта по созданию сухогрузного района морского порта Тамань по линии федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» (ФЦП) составляет 82 млрд 664,9 млн руб. Более подробно об этом проекте можно прочитать на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>
Реализация проекта Белкомур, как ранее сообщал председатель правительства России Владимир Путин, оценивается не менее, чем в 360 млрд руб. По оценкам министерства транспорта, лишь 20-30% этих средств может быть привлечено со стороны частных инвесторов.
Проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» реализуется в Мурманской области в рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». По программе, на данный проект до 2015 года предусмотрен общий объем финансирования в 117 млрд 391,9 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 50,97 млрд руб. Более подробно о проекте МТУ можно прочитать на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>
На строительство порта Сабетта (Ямал) в 2012-14 годах проектом федерального бюджета предусмотрено 18,75 млрд руб. Более подробно об этом проекте читайте на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>
Кроме того, в федеральном бюджете на 2012 год и плановый периоды 2013-14 годов предусмотрено выделение 37 млрд руб. на строительство 5 ледоколов – причем этих средств недостаточно, потребуется дополнительное финансирование. А ведь существует и программа строительства целой серии дорогостоящих атомных ледоколов мощностью 60 мВт. Более подробно об этом можно прочитать в разделе «Актуальная тема» от 7 октября 2011 года >>>>
К тому же, реализация портовых проектов невозможна без сопутствующего развития подходов к портам, что также требует значительных финансовых вливаний. Особенно это касается железнодорожных подходов к портам Дальнего Востока, к Мурманску, Усть-Луге.
Таким образом, только на заявленные портовые проекты в среднесрочной перспективе потребуется не менее 700 млрд руб. средств федерального бюджета, а с учетом необходимости усиления подходов к портам – и весь триллион. Такое финансирование находится в пределах 2% от годового бюджета страны. Понятно, что эти инвестиции будут распределены на несколько лет, но все же они выглядят огромными.
Исходя из наиболее реалистичного сценария развития событий (избрания президентом Владимира Путина и отказом власти пересматривать итоги выборов в Госдуму), приоритетным проектом останется создание сухогрузного района порта Тамань. Данный проект уже неоднократно получал поддержку со стороны Путина и его отмена отрицательно бы сказалась на его авторитете. Строительство порта Сабетта на Ямале также можно отнести к приоритетам – так как освоение месторождений Ямала жизненно необходимо для развития российской экономики. Ведь доказанные запасы Южно-Тамбейского месторождения составляют 418 млрд куб. м газа и 15 млн тонн конденсата. Доказанные и вероятные – 802 млрд куб. м газа и 31 млн тонн конденсата.
В то же время, по поводу Белкомура Путин высказывался менее определенно в связи с огромными объемами инвестиций, требуемыми для его реализации.
Проект МТУ с его дорогостоящей железнодорожной составляющей включен в ФЦП, в то время как Белкомур - нет. Одновременная реализация двух этих проектов выглядит все менее вероятной. В этой связи стоит отметить, что Архангельская, Мурманская, Ленинградская области и республика Карелия показали плохие результаты голосования в пользу «Единой России». Это также может иметь значения при решении вопросов о выделении бюджетных средств на их развитие.
Кроме того, на развитие отрасли окажет влияние вступление России во Всемирную торговую организацию, которое должно произойти до конца 2011 года. Последствия этого еще только предстоит оценить.
Виталий Чернов.
Политика займется портами
В соответствии с опубликованными Центральной избирательной комиссией России итогами голосования на выборах в Госдуму России, «Справедливая Россия» получила 64 мандата, ЛДПР - 56 мандатов, КПРФ - 92 мандата, «Единая Россия» - 238 мандатов. При этом в списке депутатов нет практически ни одного человека, напрямую связанного с портовой отраслью. В частности, в списке нет депутата Госдумы 5-го созыва Виталия Южилина, чье имя связывается с владением крупными портовыми активами в России (компания First Quantum - акционер «Национальной контейнерной компании»). С полным списком избранных депутатов можно ознакомиться на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>
Впрочем, данный список не является окончательным, так как в нем имеется множество лиц, которые депутатами вряд ли останутся и их места достанутся другим однопартийцам – к примеру, в списке депутатов от «Единой России» числится Дмитрий Медведев, Игорь Сечин и др. В этой связи тот же Южилин, скорее всего, получит мандат в новой Госдуме. Между тем, шансов на возврат председателя комитета Госдумы по транспорту Сергея Шишкарева (имя которого связывается с рядом стивидорных и сервисных активов в Новороссийске) в нижнюю палату парламента нет, так как он не прошел «праймериз». Федор Швалев, бывший депутатом 5-го созыва Госдумы, чье имя связывается с «Азово-Донским пароходством», в нынешний созыв Думы вообще не баллотировался.
Как бы то ни было, новый состав парламента в целом вряд ли будет проявлять активный интерес к продвижению транспортных проектов. Поэтому инициаторам данных проектов придется их активнее лоббировать. Это связано с настроениями избирателей, которые явно симпатизируют левому политическому спектру. Кроме того, такие настроения будет учитывать и «партия власти». А это значит, что увеличатся социальные расходы бюджета, расходы на силовые структуры, а госказна и без того балансирует на грани дефицита. Соответственно, ассигнования на крупные инвестпроекты будут одобряться с бОльшим трудом, чем ранее, а конкуренция между инвесторами за бюджетное финансирование усилится.
В «наследство» новой Думе также перешли как минимум три важных отраслевых законопроекта – законопроект о Северном морском пути, поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта и изменения в закон о морских портах. О поправках в КВВТ можно прочитать на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>> о Севморпути >>>> об изменениях в закон о морских портах >>>>
В целом можно сказать, что в стране впервые за 11 лет сложилась ситуация политической неопределенности и неочевидности дальнейшего развития. Результаты выборов так и не признали даже прошедшие в Думу партии, оппозиционные «Единой России». О нелегитимности выборов объявили ее ближайшие конкуренты – «Справедливая Россия» и КПРФ. Нарастающая политическая нестабильность снижает инвестиционную привлекательность страны в целом и делает невозможным достоверное долгосрочное прогнозирование возврата инвестиций. Особенно инвестиций в транспортную инфраструктуру, которая всегда привлекает наибольшее внимание противоборствующих сторон в случае политических и гражданских конфликтов ввиду своего стратегического значения.
В погоне за триллионом
Наиболее крупными проектами, связанными с портами и судоходством, которые предполагается реализовывать с привлечением бюджетного финансирования, в настоящее время является создание сухогрузного района порта Тамань, строительство объектов Мурманского транспортного узла, проект Белкомур и строительство порта Сабетта. Сюда же можно добавить стройки в рамках подготовки к проведению Олимпиады в Сочи и саммита стран-участниц Азиатско-тихоокеанского сотрудничества на Дальнем Востоке.
Так, объем бюджетного финансирования реализации проекта по созданию сухогрузного района морского порта Тамань по линии федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» (ФЦП) составляет 82 млрд 664,9 млн руб. Более подробно об этом проекте можно прочитать на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>
Реализация проекта Белкомур, как ранее сообщал председатель правительства России Владимир Путин, оценивается не менее, чем в 360 млрд руб. По оценкам министерства транспорта, лишь 20-30% этих средств может быть привлечено со стороны частных инвесторов.
Проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» реализуется в Мурманской области в рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». По программе, на данный проект до 2015 года предусмотрен общий объем финансирования в 117 млрд 391,9 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 50,97 млрд руб. Более подробно о проекте МТУ можно прочитать на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>
На строительство порта Сабетта (Ямал) в 2012-14 годах проектом федерального бюджета предусмотрено 18,75 млрд руб. Более подробно об этом проекте читайте на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>
Кроме того, в федеральном бюджете на 2012 год и плановый периоды 2013-14 годов предусмотрено выделение 37 млрд руб. на строительство 5 ледоколов – причем этих средств недостаточно, потребуется дополнительное финансирование. А ведь существует и программа строительства целой серии дорогостоящих атомных ледоколов мощностью 60 мВт. Более подробно об этом можно прочитать в разделе «Актуальная тема» от 7 октября 2011 года >>>>
К тому же, реализация портовых проектов невозможна без сопутствующего развития подходов к портам, что также требует значительных финансовых вливаний. Особенно это касается железнодорожных подходов к портам Дальнего Востока, к Мурманску, Усть-Луге.
Таким образом, только на заявленные портовые проекты в среднесрочной перспективе потребуется не менее 700 млрд руб. средств федерального бюджета, а с учетом необходимости усиления подходов к портам – и весь триллион. Такое финансирование находится в пределах 2% от годового бюджета страны. Понятно, что эти инвестиции будут распределены на несколько лет, но все же они выглядят огромными.
Исходя из наиболее реалистичного сценария развития событий (избрания президентом Владимира Путина и отказом власти пересматривать итоги выборов в Госдуму), приоритетным проектом останется создание сухогрузного района порта Тамань. Данный проект уже неоднократно получал поддержку со стороны Путина и его отмена отрицательно бы сказалась на его авторитете. Строительство порта Сабетта на Ямале также можно отнести к приоритетам – так как освоение месторождений Ямала жизненно необходимо для развития российской экономики. Ведь доказанные запасы Южно-Тамбейского месторождения составляют 418 млрд куб. м газа и 15 млн тонн конденсата. Доказанные и вероятные – 802 млрд куб. м газа и 31 млн тонн конденсата.
В то же время, по поводу Белкомура Путин высказывался менее определенно в связи с огромными объемами инвестиций, требуемыми для его реализации.
Проект МТУ с его дорогостоящей железнодорожной составляющей включен в ФЦП, в то время как Белкомур - нет. Одновременная реализация двух этих проектов выглядит все менее вероятной. В этой связи стоит отметить, что Архангельская, Мурманская, Ленинградская области и республика Карелия показали плохие результаты голосования в пользу «Единой России». Это также может иметь значения при решении вопросов о выделении бюджетных средств на их развитие.
Кроме того, на развитие отрасли окажет влияние вступление России во Всемирную торговую организацию, которое должно произойти до конца 2011 года. Последствия этого еще только предстоит оценить.
Виталий Чернов.