• 29 ноября 2011

    Стихия против «Капитана» (фоторепортаж)

    Происшествие с теплоходом «Капитан Кузнецов», случившееся в ночь на 15 ноября 2011 года в Белом море, явилось следствием действия морской стихии, но не человеческого фактора, как сообщалось некоторыми СМИ.  Подробную информацию о ходе событий ИАА «ПортНьюс» предоставили в ОАО «Северо-Западное пароходство» (СЗП), в управлении которого находится теплоход.

    Теплоход «Капитан Кузнецов» 3 ноября 2011 года, по окончании выгрузки груза в порто-пункте Яра–Яха Байдарацкой губы Карского моря, направился в балласте в порт Архангельск для постановки на зимний отстой. Судно находилось в мореходном состоянии и во всех отношениях было подготовлено к предстоящему рейсу: имело действующие судовые документы и разрешение Федерального агентства морского и речного транспорта на плавание по Северному морскому пути.

    На момент отхода судна из п.п. Яра-Яха у капитана имелась благоприятная для перехода в порт Архангельск метеорологическая сводка. Но она не оправдалась - достигнув острова Колгуев, 5 ноября теплоход был вынужден встать на якорь из-за ухудшения погодных условий. Спустя восемь дней, 13 ноября капитан получил благоприятный прогноз погоды, который позволял продолжить рейс в соответствии с правилами безопасности судоходства. Когда судно вошло в горло Белого моря у мыса Канин нос, погодные условия стали резко ухудшаться, высота волн поднялась до 3-4 м. Надлежащего места убежища от ветров северных направлений в данном районе нет, поэтому для прикрытия от усиливающихся волн капитан изменил курс с целью ухода на мелководье. По состоянию на 03:00 (МСК) 15 ноября сила ветра увеличилась, высота волн достигла 4 м и постепенно нарастала. Для обеспечения безопасности мореплавания на т/х «Капитан Кузнецов» усилили вахту. В 03:20 (МСК) капитан принял решение изменить курс и идти по направлению к Кольскому полуострову под прикрытие от ветра береговой линией, что должно было обеспечить лучшую управляемость судна. На тот момент расстояние до Кольского полуострова составляло около 40 миль. Но уйти под прикрытие берега т/х «Капитан Кузнецов» не успел.

    После пересечения нескольких небольших волн в 03:37 (МСК) 15 ноября судно столкнулось с волной высотой около 10 м, которая, закручиваясь, обрушилась стеной на носовую часть судовой надстройки. В результате этого было значительно повреждено управление в рулевой рубке, навигационное и радиооборудование не работало. Несколько из находившихся в надстройке членов экипажа получили травмы.

    Радиосвязь оказалась потеряна, по судну была объявлена общесудовая тревога. Капитаном были вручную приведены в действие аварийные радиобуи, также для привлечения внимания использовались сигнальные ракеты.

    В 04:00 (мск) 15 ноября сигнал, передаваемый аварийными радиобуями сухогруза, был получен Морским спасательным координационным центром, после чего началась спасательная операция по поиску и спасению судна.

    16 ноября в 11:18 (мск) теплоход был обнаружен спасательным самолетом ИЛ-38 в Белом море. К месту обнаружения судна направился вертолет, спасательная группа которого передала информацию о том, что все люди на борту живы. Члены экипажа, получившие травмы от удара волны, были эвакуированы с помощью вертолета с борта судна для оказания квалифицированной медицинской помощи. К 15:30 (мск) теплоход с помощью буксира направился в порт Архангельск для восстановления навигационных приборов и электрооборудования.  Вечером 18 ноября т/х «Капитан Кузнецов» благополучно прибыл в порт назначения. При последующем подъеме судна на слип осмотр корпуса судна видимых повреждений не выявил.

    В интервью порталу «Российское судоходство»  капитан теплохода «Капитан Кузнецов» Юрий  Дьяченко признался, что ему еще не доводилось бывать  в подобных  ситуациях, хотя  рассказы о таких случаях он слышал:

    - Это случилось ночью, в половине четвертого. Прожектора  были включены,  ветер и волны усиливались, но снега не было.  Чтобы оценить явно ухудшающуюся обстановку, я вызвал старпома.  

    …Огромная волна обрушилась на надстройку, которая  на пароходах этого типа находится прямо на носу.   Волна выдавила стекла с левой стороны рубки, где стоял старпом Виталий Турусов,  осколками стекла ему сильно порезало лицо.  Удар был такой силы, что разрушенной оказалась вся надстройка, где ниже располагаются каюты капитана и старпома.  Хорошо, что в тот момент  там никого не было.

    От удара  вышло из строя рулевое управление,  пропал свет. Старпом  в темноте объявил тревогу.  Спасибо нашему электромеханику Владимиру Рушанскому,  классному специалисту, который  сумел наладить свет, хотя все было залито водой.

    Пришлось  перевести судно на аварийное управление, однако связи не было, аппаратура оказалась разрушенной. В двух  уцелевших  мобильных  телефонах    работали GPS навигация, мы принесли   вымокшие карты и следили, как дрейфует судно, по ним.   Разумеется, включили аварийные буи.  Кстати, в СМИ писали, что мы их, мол, «выбросили». Мы их не выбрасывали, а прикрепили  к леереам, где они и подавали сигнал  всем, кто мог их услышать.

    По двум небольшим УКВ-радиостанциям  мы также пытались связаться к кем-нибудь, но в эфире слышали только: «Стриженов, Стриженов, Стриженов…»  Оказывается, поблизости был какой-то буксирчик, но он нас не слышал…

    Впрочем, мы ожидали помощи, и паники  не было совершенно, все 11 членов экипажа занимались своими делами , команда очень слаженная.  Уже днем удалось  включить камбуз и  приготовить еду. Запас продуктов у нас был приличный , за это опасаться не приходилось.

    Хочу особо отметить старшего механика Николая Колтеленкова и электромеханика Владимира Рушанского, уникальные специалисты, которым если уж не медаль, то премию за великолепную и компетентную   работу надо дать обязательно.
    В заключение, можно сказать совершенно определенно: если бы не крепкая конструкция судна и его хорошее состояние, то такого непредвиденного шторма ему было бы не выдержать.
    Анализируя ход событий, управляющий директор ОАО «СЗП» Альберт Выговский отметил оперативные и слаженные действия экипажа теплохода «Капитан Кузнецов» в сложившейся чрезвычайной ситуации.    
     
    Надежда Малышева.
     

     

     

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен