• 25 ноября 2005

    Обзор бункерных рынков Черного моря

    Общий объем бункерного рынка Черного моря, включая Керченский пролив и пролив Босфор, оценивается в 3,7 млн. тонн. Эта цифра составляет более 4% от общего объема мирового бункерного рынка. Однако еще пять лет назад черноморского рынка не существовало вовсе. Капитаны судов предпочитали запасаться бункерным топливом до захода в Черное море. Сегодня основные порты для бункеровки в Черном море находятся на территории России, Украины, Турции, Болгарии и Румынии. Характеристику бункерного рынка каждого из этих государств представил в Петербурге на втором международном форуме «Торговля топливом и бункеровка», организованном компанией Vostock Capital, генеральный директор компании Bunker Holdings S.A. группы «Трансбункер» Александр Мухин.

     

    Порты Болгарии
    Болгария имеет два крупных порта, которые обеспечивают бункеровку судов — Бургас и Варна. При этом порт Варна делится на Восточный и Западный порты, расстояние между которыми 20 км. Весь объем бункерного рынка Болгарии разделен между 2-3 поставщиками и составляет 60 тыс. тонн в год. Бункеровка ведется только газойлем с болгарского завода НК «ЛУКОЙЛ».

     

    Порты Румынии
    В Румынии бункерный рынок сосредоточен в основном в порту Констанца и нескольких небольших портах - сателлитах. Констанца — достаточно большой порт, имеет 135 причалов. Грузооборот порта по итогам прошлого года составил 50 млн. тонн грузов, а по итогам 9-ти месяцев текущего года — 44 млн. тонн. На бункерном рынке Румынии работают два поставщика, их ежегодная реализация составляет около 100 тыс. тонн судового мазута и газойля. Бункеровка производится как в порту, так и на рейде.

     

    Порты Украины
    На Украине около 20 портов оказывают услуги по бункеровки судов. Однако основной объем бункеровок — 80% всего рынка — приходится на три порта: Южный, Одесса и Ильичевск. Эти порты условно называют — порты «Большой Одессы». Они обеспечивают перевалку 60% всех морских грузов Украины и являются самыми глубоководными в стране (способны принимать суда с осадкой до 15 м.). Рынок бункерного топлива Украины рос на протяжении последних 6-ти лет вслед за увеличением грузооборота украинских портов. На сегодняшний день бункерный рынок страны составляет 800 тыс. тонн в год. На нем представлены три оператора; лидером по объему продаж среди них является группа «Трансбункер». Топливо на рынок поступает как с украинских, так и российских с НПЗ. В портах Одесса и Южный осуществляется рейдовая бункеровка (в большей части судов, следующих из Николаева и Херсона).

     

    Порты России
    Россия на черноморском бункерном рынке, помимо Керченского пролива, представлена двумя крупными портами — Новороссийск и Туапсе. Через эти порты, по данным ФГУП «Росморпорт», проходит 40% всех российских грузов, отправляемых морским путем. В 2005 году грузооборот портов России возрастет, согласно прогнозу «Росморпорта», на 13% и превысит 405 млн. тонн. На российском бункерном рынке в регионе Черного моря работают около десяти компаний, суммарный тоннаж танкеров-бункеровщиков составляет 40 тыс. тонн. Объем бункерного рынка в порту Новороссийск составляет 1,1 млн. тонн в год, рынок в Туапсе — 110 тыс. тонн в год.

    Операции по бункеровке судов в Керченском проливе производятся в порту Кавказ компаниями Новороссийска. Объем рынка составляет 90 тыс. тонн в год. Этот рынок имеет негативную особенность в виде задержки таможенного оформления судов в проливе.

     

    Босфорский пролив
    Через Босфор ежедневно проходит 130 судов. Их бункеровка может быть произведена в Стамбуле, либо в Измире — это два крупнейших бункерных порта Турции. Общий объем рынка составляет 1,3 млн. тонн в год, при этом на долю Стамбула приходится 1,2 млн. тонн, Измир бункерует около 65 тыс. тонн в год, остальное приходится на небольшие турецкие порты. Транзитным судам есть возможность получить бункерное топливо на рейде Стамбула. Сегодня на рынке представлены 7 крупных поставщиков судового топлива. Около 10% продаваемого бункера поступает с турецких НПЗ, однако большая часть нефтепродуктов импортируется из России, Израиля, Греции, Италии. Основными преимуществами этого рынка является возможность бесплатной стоянки судов в Стамбуле в течение 48 часов, а так же развитый сервис по пополнению судовых припасов. «Минусом» бункеровки в Босфорском проливе можно назвать достаточно высокие цены на судовое топливо по отношению к другим портам Черного моря. Кроме того, в силу национальных особенностей таможенного законодательства, в этих портах необходимо приобретать у поставщика ровно такой объем бункера, какой был заказан заранее. Приобрести меньшее количество топлива не удастся в силу особенностей таможенного оформления партии груза.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен