• 1 февраля 2006

    Мурманский порт накроет железнодорожная конвенция

    ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) готовится ввести очередное конвенционное запрещение на погрузку нефтеналивных грузов, следующих в адрес Мурманска. Только такая мера позволит ликвидировать железнодорожную «пробку», которая в очередной раз парализовала работу Мурманского транспортного узла.

     

    «Пробка» разрастается
    Мурманское отделение Октябрьской железной дороги (ОЖД) к 1 февраля буквально «захлебнулось» в потоке цистерн с нефтепродуктами - полторы тысячи железнодорожных вагонов с топливом ожидают разгрузки на подходах к Беломорской нефтебазе. При этом только за прошедшие сутки количество неразгруженных цистерн увеличилось на 200 единиц. Новые составы с топливом продолжают прибывать. В этих условиях грузовые поезда останавливают на подходах к станции Белое море. В настоящий момент в этом месте стоят 25 составов с топливом. Такая ситуация, напомнили в службе по связям с общественностью Мурманского отделения ОЖД, повторяется почти каждую зиму. Причина задержки, считают в ОЖД, - недостатки в планировании со стороны грузовладельцев и грузополучателей, несвоевременный подход судов, отсутствие свободных емкостей на перегрузочном комплексе.

    В Мурманском отделении ОЖД не исключают вероятности повторения прошлогодней ситуации, когда для разрешения кризиса вводилась конвенция (запрет) на погрузку топливных цистерн в адрес Мурманского железнодорожного узла. Как стало известно ИА «ПортНьюс», соответствующий документ со дня на день может быть подписан в Москве. Убытки в этом случае будут нести как ОАО «РЖД», так и грузовладельцы. По расчетам начальника департамента управления перевозками ОАО "РЖД" Сергея Елисеева, простой одного состава перед портом в течение 10 суток приносит железной дороге потери в размере 500 тыс. рублей. Если подсчитать общие потери с учетом интересов других участников процесса перевозки топлива — простой за тот же период может быть оценен в 4,5 млн. руб.

     

    Переориентироваться некуда
    Опрошенные ИА «ПортНьюс» нефтетрейдеры считают, что железнодорожные «заторы» на подходах к Мурманскому порту приведут к нарушению ритмичности поставок топлива. В этом случае поставщики нефтепродуктов будут вынуждены развернуть грузопотоки в направлении других портов. Но изменить логистику топливного экспорта достаточно сложно.

    Направить груз в южном направлении сейчас практически невозможно. Во-первых, существенно возрастет транспортная составляющая экспорта. Во-вторых, порты черноморского бассейна из-за плохих погодных условий в настоящее время не справляются даже с заявленными и согласованными в РЖД объемами грузов. В пробках на припортовых станциях Северо-Кавказской железной дороги в Краснодарском крае простаивает 121 грузовой состав. Из них 7 составов с зерном, 11 — со сталью, 9 — с удобрениями, 18 — с чёрными металлами. 28 поездов с пшеницей, сталью и углём ждут очереди на разгрузку на припортовой станции Туапсе, 16 составов с нефтеналивными грузами застряли у станции Грушевая.

    Порт Санкт-Петербурга так же не в состоянии переработать мурманский грузопоток, поскольку его мощности по перевалке нефтепродуктов загружены до предела. ИА «ПортНьюс» заявили в ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» безапеляционно : «Мурманский поток мы принять не сможем».

    Для того чтобы направить нефтепродукты в порт Калининград, требуется согласовать транзит груза по территории Белоруссии и Литвы. Для этого необходимо время. Поэтому калининградский вариант вряд ли станет положительным решением для экспортеров нефтепродуктов: за время, которое потребуется на переориентацию груза в самый западный российский порт мурманская «пробка» может «рассосаться».

    Остаются еще порты прибалтийских государств — Эстонии, Латвии, Литвы. Но из-за существенной разницы в железнодорожных тарифах на транспортировку грузов в адрес портов России и погранпереходов, такой вариант проигрывает с точки зрения экономики.

     

    Что делать?
    Пути решения проблемы простоя вагонов на подходах к порту руководство РЖД ищет уже давно. Одним из предложенных РЖД вариантов стал проект создания четкой системы логистических центров на железной дороге. Для этих целей департамент управления перевозками РЖД предлагает создать самостоятельную структуру в составе компании - ОАО "Российская логистическая система". Она будет управлять сетью уже готовых логистических центров на железной дороге. Такие центры созданы в Новороссийском порту, в Ростове и в Петербурге. В настоящее время предусмотрено создание логистических центров на Дальневосточной железной дороге и в Калининграде. "Логистический центр должен работать не на моряка или железнодорожника, а на единую цель - организацию быстрой, качественной и дешевой перевозки грузов", - заявил Сергей Елисеев в поддержку предложенного проекта.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен