• 8 июля 2011

    ОСК войдет в реку трижды

    ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) считает перспективным приобретение судостроительных предприятий, специализирующихся на строительстве судов «река-море».  В первую очередь, речь идет о покупке завода «Красное Сормово», а также «Окской судоверфи» и «Невского судостроительно-судоремонтного завода». С другой стороны, корпорация утрачивает интерес к «Балтийскому заводу», который, по данным проверки Счетной палаты, находится на грани банкротства и делает ставку на строительство новой верфи на о. Котлин. А проекты создания «суперверфей» в Приморске и на базе «Северной верфи» в госкорпорации считают невыполнимыми.

    Предвкушая преференции


    Государственной думой России в первом чтении был принят законопроект о поддержке судостроения и судоходства, который предоставляет целый ряд льгот отечественным судостроительным предприятиям и судовладельцам, решившим строить на них суда под флаг России. В связи с этим, а также ввиду заявлений со стороны высших лиц государства о необходимости развития «транспортных коридоров» с использованием внутренних водных путей, ожидается рост заказов речных и «река-море» судов, размещаемых на российских верфях.

    Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» заместитель начальника департамента стратегического развития ОСК Григорий Меньших, корпорация считает данный сегмент одним из наиболее перспективных и намерена приобретать соответствующие мощности. Наиболее ценным активом  ОСК видит нижегородский завод «Красное Сормово», в котором уже обладает пакетом в 33,53% акций. Оставшимися акциями владеет группа «Морские нефтегазовые проекты» (МНП).

    Данное предприятие способно выполнять как гражданские, так и военные заказы, при этом в стратегии ОСК предусматривалось его разделение на два соответствующих участка. В то же время, как ранее прокомментировали ИАА «ПортНьюс» в МНП, разделение завода на два отдельных участка или предприятия невозможно, так как он представляет собой единый хозяйственный комплекс.

    «Красное Сормово» выполняет заказы на строительство сухогрузов и танкеров «река-море», а также  морские платформы для разведывательного и промышленного бурения шельфа и судов обеспечения к ним, что также перспективно с учетом широких планов освоения шельфовых месторождений. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в пресс-службе МНП, в настоящее время военных заказов у завода нет, хотя группа и рассчитывала их получить. Отметим в этой связи, что завод в последние 75 лет построил около 280 подводных лодок различных проектов.

    Тем не менее, переговоры о выкупе доли МНП идут сложно. По словам Григория Меньших, корпорация не намерена покупать иначе, как на основе имеющейся у нее оценки стоимости завода. В МНП комментировать ход переговоров не стали, отметив лишь, что ни к каким конкретным результатам они пока не привели.

    Что касается «Невского судостроительно-судоремонтного завода» и «Окской судоверфи», то переговоры о покупке данных предприятий ОСК ведет с контролирующим их холдингом UCLH, связанным с бизнесменом Владимиром Лисиным. Как ранее заявлял президент ОСК Роман Троценко, переговоры по данным активам могут быть завершены уже осенью 2011 года.

    Как прокомментировали ИАА «ПортНьюс» в пресс-службе UCLH, решение о продаже данных предприятий было принято в связи с тем, что судостроительный бизнес не является профильным для UCL Holding, который намерен сосредоточиться на стивидорном и транспортном направлениях. «Переговоры продолжаются. Пока рано говорить о конкретных сроках их завершения, но к концу текущего года планируем решить судьбу своего судостроительного дивизиона», - сказал ИАА «ПортНьюс» представитель холдинга Дмитрий Бауков. Оценку ОСК в UCLH не комментируют.

    «Суперверфи» больше не нужны


    В последние годы активно анонсировались проекты создания новых «суперверфей» на Северо-Западе России. В частности, «Выборгский судостроительный завод» (ВСЗ) заявлял о планах по строительству нового завода в Приморске, а «Объединенная промышленная корпорация» (ОПК) - на базе «Северной верфи» в Санкт-Петербурге, за счет объединения ее с «Балтийским заводом» и переноса части его мощностей на площадку «Северной верфи».

    ОСК, которая претендует на все три указанных предприятия, от данных планов, в случае успешного их приобретения, откажется. Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» Григорий Меньших, строительство верфи в Приморске потребовало бы огромных инвестиций в создание необходимой инфраструктуры «с нуля», что делает проект бессмысленным с экономической точки зрения.

    Напомним, проект новой верфи в Приморске предполагал строительство судов для перевозки газа водоизмещением до 200 тыс. тонн, танкеров ледокольного класса свыше 100 тыс. тонн и буровых платформ. Вместе с инфраструктурой проект оценивался в 58 млрд руб. На «Выборгском судостроительном заводе» на днях подтвердили, что реализация данного проекта была заморожена.

    В случае приобретения ВСЗ, ОСК намерена использовать его для выполнения субподрядов. К примеру, в настоящее время ВСЗ строит блоки для ледоколов-снабженцев «Совкомфлота», которые будут собираться на финской Arctech Helsinki Shipyard, являющейся совместным предприятием ОСК и STX (Южная Корея).

    Другой проект – создание «суперверфи» на базе «Северной верфи». Он был заявлен владельцем «Балтийского завода» и «Северной верфи» - ОПК после того, как она объявила о своих планах по сносу «Балтийского завода» ради высвобождения территории на Васильевском острове под  девелоперские проекты. Из-за общественного резонанса ОПК от этих планов отказалась, однако продолжала заявлять о проекте создания «современной и соответствующей мировым стандартам» верфи, позволяющей выпускать весь продуктовый ряд судов дедвейтом до 300 тыс. тонн.  Новый судостроительный комплекс производительностью до 500 тыс. тонн дедвейта в год должен был быть создан с использованием имеющихся мощностей «Северной верфи» и «Балтийского завода» путем реконструкции и технического перевооружения существующих производств, а также строительства новых объектов.

    По словам Григория Меньших, ОСК, в случае приобретения «Балтийского завода» и «Северной верфи» откажется от данных планов. «Никакой суперверфи в центре Санкт-Петербурга создать невозможно. Если мы купим «Северную верфь», то она сохранит свою нынешнюю специализацию, как и «Балтийский завод»», - прокомментировал представитель ОСК.

    В этой связи стоит отметить, что ОСК реализация данных проектов, действительно, ни к чему – ведь корпорация намерена реализовать свой собственный на о. Котлин.

    Между тем Григорий Меньших отметил, что «Балтийский завод» становится все менее ликвидным активом и через 2-3 года может вообще приобрести отрицательную рыночную стоимость. В ОСК опасаются, что имущество завода выводится на сторонние юридические лица, а персоналу задерживается выплата зарплаты, что приведет к утрате коллектива. В связи с этим корпорация считает необходимым проверить деятельность данного предприятия со стороны соответствующих контролирующих структур. Как заявил в ходе Военно-морского салона-2011 в Санкт-Петербурге Роман Троценко, «нам бы не хотелось приобрести активы, нуждающиеся в санации». По его словам, корпорация и так приложила огромные усилия и понесла затраты на спасение других верфей, в частности, «Амурского судостроительного завода».

    В настоящее время 75,8% акций ОАО СЗ «Северная верфь» и 88,3% акций ОАО «Балтийский завод» переданы в соответствии с договором залога Центральному банку Российской Федерации.

    Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в Счетной палате России, по итогам проверки «Балтийского завода» и «Северной верфи» был сделан вывод о том, что данные предприятия действительно находятся на грани банкротства. «<…>тенденция к накоплению просроченной кредиторской задолженности указывает на наличие угрозы введения процедур банкротства в отношении ОАО СЗ «Северная верфь» и ОАО «Балтийский завод» в дальнейшем», - говорится в отчете Счетной палаты, предоставленном ИАА «ПортНьюс».

    Согласно составленному оценщиком - ЗАО «БДО» отчету рыночная стоимость 75,8% акций ОАО СЗ «Северная верфь» составляет 64 млрд 641,5 млн руб., а рыночная стоимость 88,3% акций ОАО «Балтийский завод» - 35 млрд 370,5 млн руб.

    Проведенная экспертным советом Общероссийской организации «Российское общество оценщиков» экспертиза подготовленных ЗАО «БДО» отчетов признала сделанные в них выводы необоснованными, а сами отчеты не соответствующими формальным требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральных стандартов оценки, обязательных к применению при осуществлении оценочной деятельности.

    ОСК с данными оценками также не согласилась и потому переговоры о продаже предприятий затянулись. «Я не понимаю, чего выжидают в ОПК, ведь они должны быть, напротив, заинтересованы продать теряющий стоимость актив как можно быстрее», говорит Григорий Меньших.

    Тем не менее, по словам Романа Троценко, данная ситуация так или иначе должна разрешиться до конца 2011 года.

    И если ОСК в любом случае будет заинтересована в покупке «Северной верфи», поскольку заменить ее будет все равно нечем, то что касается «Балтийского завода», то его дальнейшая судьба менее ясна. В перспективе госкорпорация может обойтись и созданием новой верфи на о. Котлин, где будут строиться ледоколы, газовозы, суда-трубоукладчики и другие суда, предназначенные для работы в северных морях. Ведь идея отказа от «Балтийского завода» как такового не нова – и сама ОПК имела планы по его сносу. А если ОСК так и не удастся купить предприятие в ближайшее время, то вполне вероятно, что на его месте действительно появится коммерческая застройка.

    Виталий Чернов.
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен