• 25 апреля 2011

    Россия открывает краны

    Актуальной для российской портовой отрасли темой является обновление оборудования терминалов и, прежде всего, перегрузочной техники, средний возраст которой, по экспертным оценкам, составляет 30 лет. Тем временем,  производители кранов предлагают все более интересные решения, позволяющие неплохо сэкономить на эксплуатации перегрузочного оборудования и повысить качество услуг в портах.

    Умнеющие машины

    По словам эксперта Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций Э.Лейферта, большая часть кранового оборудования в российских портах не обновлялась с 1990 года. При этом если в морских портах еще заметна тенденция к обновлению, то в речных, по наблюдениям эксперта, оно не проводится.

    «Обновление, если и есть, - то в морских портах, но и это - единичные случаи, а в речных вообще ничего не происходит», - посетовал ученый.

    Современная техника имеется, в основном, у крупных морских контейнерных терминалов. По мнению эксперта, плохо обстоят дела и с уровнем подготовки российских специалистов по крановому оборудованию. «Необходимо наладить систему регулярных капитальных ремонтов кранов в портах, возродить систему повышения квалификации персонала», - уверен Э.Лейферт.

    Мировой финансовый кризис только усугубил ситуацию, однако если российские стивидорные компании хотят продолжать свою деятельность, то им так или иначе придется заняться модернизацией перегрузочного оборудования.

    На сегодняшний день российским потребителям свое оборудование готовы поставлять сразу несколько известных брендов - как отечественных, так и зарубежных, среди которых – Liebherr, Ardelt, «Балткран», «СММ», «Технорос» и др.

    В настоящее время главной тенденцией в краностроении является сокращение энергопотребления машин, оснащение их электронными автоматизированными системами управления, повышающими точность работы и снижающими влияние «человеческого фактора». Правда, разные производители видят пути реализации этих тенденций также по-разному, так что у российских стивидорных компаний есть широкий выбор и возможность подбора таких машин, которые лучше всего подойдут для конкретных условий эксплуатации.

    Так, по мнению главного конструктора краностроительного предприятия ЗАО «СММ» Александра Журавлева, «важна не только экономика приобретения и эксплуатации того или иного крана, но и то, насколько он адекватен поставленным задачам».

    Конкуренция на рынке крановой техники заставляет производителей внедрять все новые технологии и системы, повышать характеристики машин для работы в сложных условиях. Так, ЗАО «СММ» разработало портальный кран «Аист», способный работать при крайне низких температурах - до -65 С, что особенно актуально для российского Крайнего Севера. Предыдущие разработки компании позволяли кранам работать при температурах до -40 С. Для речников ЗАО «СММ» предлагает кран «Стриж» грузоподъемностью до 25 тонн, с производительностью в грейферном режиме до 430 тонн в час.

    Другой отечественный краностроительный завод – «Технорос», представил новую линейку кранов, на которые устанавливаются частотные системы управления

    Немецкий концерн Liebherr также всерьез заинтересован в российской рынке и планирует открыть в России в 2011 году производство компонентов для башенных кранов. В настоящее время компания предлагает машины, оснащенные системами против раскачивания Cycoptronic. Также предлагается система, позволяющая управлять сразу двумя кранами из кабины одного из них (автоматическая синхронизация), что полезно при перегрузке тяжелых грузов, с которыми один кран справиться не в состоянии. Система Pactronic позволяет увеличить скорость работы машины на 20%, сократив на ту же величину потребление энергии. Для речников предлагаются краны на колонне стоимостью 600-700 тыс. евро.

    По мнению директора по продажам ООО «Либхерр-Русланд» Германа Игнатова, краны, использующие шарнирно-сочлененные стрелы при грузоподъемности более 100 тонн, становятся неэффективными, так как их металлоемкость начинает «катастрофически расти». Поэтому основным направлением развития станет производство кранов с прямой стрелой, полагает Герман Игнатов.

    Компания Ardelt продвигает на российском рынке собственные краны, построенные с применением принципа шарнирно-сочлененной стрелы. По словам проект-менеджера компании Виктора Матиса, данные краны обладают рядом преимуществ, обеспечивающих максимальную производительность грузовых работ, позволяют сберегать до 30% энергии.

    Контейнером по кассете

    Если говорить о контейнерных терминалах, то и здесь выбор более чем велик. Так, например, ЗАО «СММ» предлагает мобильный стреловой кран «Пересвет» для разгрузки судов-контейнеровозов типоразмера panamax, имеющий самоходную установку, способную транспортировать контейнеры параллельно с процессом их разгрузки.

    Говоря о новых технологиях, нельзя не упомянуть разработанной в Финляндии системы погрузки, выгрузки и транспортировки грузов при помощи кассет. По словам эксперта Государственной морской академии им. адм. С.О.Макарова Андрея Егорова, кассетная технология позволяет добиться экономии полезной площади судна или склада до 25% и существенно ускорить процесс разгрузки в порту. В то же время, в российских портах для разгрузки Ro-Ro судов используются преимущественно ролл-трейлеры, стоимость каждого из которых составляет порядка 20 тыс. евро против цены кассеты в размере 8 тыс. евро. В перспективе возможно использование и специальных кассет для транспортировки легковых автомобилей. При этом недостатком кассетной технологии является то, что она требует наличия в порту прибытия специальных тягачей-транслифтеров.

    Кассеты могут использоваться в портах при проведении Ro-Ro и Sto-Ro операций. Они укладываются на палубе судна вплотную друг к другу, что предотвращает их подвижность при волнении моря, а отсутствие креплений к палубе судна существенно увеличивает скорость грузовой обработки. Масса кассеты меньше массы ролл-трейлера, что также увеличивает полезную нагрузку судна.

    Существуют также и проекты полностью автоматизированных контейнерных терминалов. Тем не менее, многие эксперты пока сомневаются в их эффективности.

    Виталий Чернов.

    Подробнее читайте в аналитическом отчете «ПортНьюс: Портовый сервис» >>>>
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен