• 20 апреля 2011

    Логистику удержат в границах

    Несколько проектов создания индустриально-портовых и логистических зон, расположенных в границах порта или в непосредственной близости от него, заявлено в России. Этот опыт широко распространен за рубежом и значительно оптимизирует логистику, позволяя формировать целые припортовые логистические и промышленные кластеры.

    Два «усть» - один принцип

    Морской порт Усть-Луга строился в Ленинградской области «с нуля». Это предоставило ему как преимущества нового, заранее спланированного проекта, вынесенного за пределы крупных населенных пунктов с их ограничениями, так и сложности, связанные с необходимостью комплексного развития территории. В настоящее время в порт уже пришли основные инвесторы, работает большинство заявленных терминалов. Это позволяет перейти к следующему этапу развития порта, а именно освоению территории, созданию складского логистического центра и индустриальной зоны. 

    Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в ОАО «Компания Усть-Луга» (которой принадлежит многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2»), компания выступит инвестором создания в границах порта складского логистического центра на участке более 100 га, где предполагается построить как открытые, так и крытые склады. В рамках проекта будут обрабатываться контейнеры, накатная техника, тарно-штучные грузы. По словам генерального директора ОАО «Компания Усть-Луга» Максима Широкова, размещение такого центра в границах порта позволит сэкономить до 20% на логистических операциях. Экономия будет обеспечена за счет освобождения от уплаты НДС и близости к причалам.

    Кроме того, в непосредственной близости к порту предполагается создание индустриальной зоны за счет заинтересованных инвесторов. В частности, в ней может быть размещено нефтеперерабатывающее производство, что является особенно интересным проектом в связи с тем, что порт является конечной точкой Балтийской трубопроводной системы-2 (БТС-2), расположен вблизи Евросоюза и обеспечивается железнодорожной логистикой. О том, что федеральный центр поддерживает идею создания такой зоны близ порта, заявил в ходе недавнего посещения Усть-Луги министр регионального развития России Виктор Басаргин.

    А создание индустриальной зоны в речном порту Усть-Донецк (Ростовская область) уже началось. Первым инвестором здесь стала группа «Евраз», объявившая о размещении в непосредственной близости от причала прокатного стана. Развитием порта и привлечением инвесторов в индустриальную зону занимается группа компаний «Азово-Донское пароходство». Как рассказал в интервью ИАА «ПортНьюс» генеральный директор ООО «Азово-Донская девелоперская компания» (входит в группу) Константин Швалев, для всех предприятий в этой зоне порт будет «якорем», к которому они будут тяготеть. При этом не обязательно все грузы этих предприятий будут транспортироваться по воде, однако инвесторам предоставляется возможность использовать в своих логистических схемах не только железную дорогу и автотранспорт, но и водный транспорт, что оптимизирует логистику и делает ее более гибкой. С полным текстом интервью с Константином Швалевым можно ознакомиться на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>

    Переходя в тенденцию

    В Большом порту Санкт-Петербург ввиду инфраструктурных ограничений мегаполиса создать нечто аналогичное Усть-Луге невозможно. Однако здесь поможет технология «сухих портов». Так, группа Global Ports совместно с ООО «Фирма «Трансгарант» (входит в группу FESCO) с февраля 2011 года (когда начались тестовые отправки) организовала железнодорожное сообщение между контейнерным терминалом «Петролеспорт» и логистическим парком Янино, расположенным в Ленобласти (оба объекта входят в Global Ports). Новый сервис обеспечит прямую технологическую связь между морским терминалом и логистическим парком. 

    Можно предположить, что практика «обрастания» портов логистическими центрами и промышленными предприятиями станет в России тенденцией, соответствующей международному опыту. Так, по словам губернатора Мурманской области Дмитрия Дмитриенко, реализация проекта создания Мурманского транспортного узла будет также будет иметь «мультипликативный» эффект и привлечет инвесторов в сопутствующие портовой деятельности предприятия и услуги.

    Если же речь идет не о новых проектах, а о портах, вписанных в инфраструктуру крупных городов, то здесь на помощь могут придти «сухие порты», тыловые терминалы. Главное, чтобы законодательство и практика таможенного администрирования позволили этой тенденции развиться. Ведь помимо собственно экономических выгод, появление вокруг портов таких кластеров будет способствовать снижению перенаселенности крупных городов и развитию некогда депрессивных территорий.


    Виталий Чернов.
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен