• 10 марта 2011

    Трансмонополизация

    Нефтепроводная монополия «Транснефть» в партнерстве с инвестиционной группой «Сумма Капитал» создали крупнейшую в России стивидорную компанию, объединив контроль над двумя крупнейшими в стране нефтяными портами - Приморск и Новороссийск. С учетом открывшегося на Дальнем Востоке порта Козьмино, являющегося замыкающим звеном трубопровода АК «Транснефть» ВСТО и ожидаемого в конце 2011 года открытия нефтеналивного терминала в конце нефтепровода БТС-2 в порту Усть-Луга Ленинградской области, можно предположить создание еще более мощной стивидорной нефтеперевалочной структуры. На этом фоне все громче слышны опасения о возможной монополизации организациями, связанными с этим стивидорным гигантом, сервисных услуг в нефтеналивных портах России.

    Участники рынка портовых услуг, а также потребители этих услуг – судоходные компании и морские агенты – с начала 2011 года стали все чаще обращать внимание на то, что «Транснефть», похоже, пошла по пути монополизации сервисных услуг в контролируемых структурами компании морских портах. По крайней мере, на терминале в Козьмино попытку монополизации уже выявила Федеральная антимонопольная служба.

    Сообразили на своих

    Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) в Приморском крае установило факт нарушения ООО «Транснефть-Сервис» части 1 статьи 10 федерального закона «О защите конкуренции». Как следует из материалов ведомства, Арбитражный суд Приморского края оставил в силе акты Приморского УФАС, общество привлечено к административной ответственности.

    Нарушение выразилось в бездействии и уклонении от рассмотрения писем агентской компании ООО «ФЕМТранс» о заключении договора ООО «Транснефть-Сервис». Данная компания оказывает услуги по буксировке, швартовке/отшвартовке и несению аварийно-спасательной готовности в бухте Козьмино акватории морского порта Восточный.

    «ФЕМТранс» в связи с номинацией судовым агентом обратилось в ООО «Транснефть-Сервис» письмами с предложениями о заключении договора на оказываемые последним услуги. Ответа на указанное письмо заявитель не получил, что привело к отмене номинации. В связи с решением Приморского УФАС России на «Транснефть-Сервис» наложен штраф и выдано обязательное для исполнения предписание о необходимости дать ответ на письма «ФЕМТранс».

    Дав формальный ответ на письма «ФЕМТранс» и тем самым исполнив предписание антимонопольного органа, «Транснефть-Сервис», тем не менее, опять отказала «ФЕМТранс» в заключении договора, подчеркивается в сообщении УФАС.

    Примечательно, что в соответствии с имеющимся в распоряжении ИАА «ПортНьюс» Регламентом обработки морского тоннажа в ООО «Спецморнефтепорт Козьмино» (дочернее предприятие «Транснефти»), деятельность всех сервисных организаций, связанных с обслуживанием судов в «СМНП Козьмино», осуществляется на основании договоров, заключенных данными компаниями только с филиалом ООО «Транснефть-Сервис».

    Бункерный аусвайс


    Публичные скандалы, связанные с ограничением конкуренции на рынке сервисных услуг, возникли с начала 2011 года и в порту Новороссийск, где «Транснефть» и «Сумма Капитал» приобрели контроль над группой «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП).

    Как сообщил ИАА «ПортНьюс» генеральный директор ЗАО «Зим Раша» (генеральный линейный агент компании ZIM по России и странам СНГ) Юрий Карапузов, линейный контейнеровоз вместимостью 4,25 тыс. TEUs крупного международного контейнерного перевозчика - компании ZIM, 24 января 2011 года не смог пришвартоваться в порту Новороссийск из-за отказа диспетчера новороссийского портофлота (ОАО «Флот НМТП», входит в группу НМТП, по опубликованной информации группы занимает 95% буксирного рынка порта Новороссийск) предоставить судну буксир. Представитель «Зим Раша» также сообщил, что судно в порту Новороссийск было намерено получить бункерное топливо у компании «Транс Ойл Сервис», которая не входит в состав ОАО «Флот НМТП». Судно простояло в ожидании буксиров для захода в порт почти сутки, потеряв на фрахте около 20 тыс. евро.

    После публикации информации про «сервисный шантаж», возникший в порту Новороссийск, в адрес ИАА «ПортНьюс» одна за другой посыпались жалобы со стороны других участников регионального рынка. Однако получить достоверные подтверждения этим обращениям журналистам «ПортНьюс» не удалось. Вместе с тем, большинство случаев были устно подтверждены Южной региональной ассоциации морских агентов (ЮРАМА).

    Так, 2 февраля ОАО «Новорослесэкспорт» (входит в Группу НМТП) останавливает на два часа погрузку судна Kocatepe. Данное судно бункерует компания «Эра», а не «Флот НМТП». «Флот НМТП» 10 февраля не дает буксиры для отшвартовки судна Persenk, задержка составила два часа. Бункерное топливо также выдавала компания «Эра». 14 февраля «Флот НМТП» не дает буксиры для отшвартовки судна Osios David 2, задержка составила один час.  Бункерное топливо планировалась к снабжению компанией «Трансбункер». 15 февраля «Флот НМТП» не дает буксиры для отшвартовки судна Alioth, задержка составила два часа. Бункерное топливо выдавала компания «Транс Ойл Сервис».

    На просьбу опровергнуть или прокомментировать указанные выше факты на момент публикации данной статьи пресс-служба Группы НМТП не ответила.

    Кроме того, как следует из имеющегося в распоряжении ИАА «ПортНьюс» письма Южной региональной ассоциации морских агентов и экспедиторов на имя директора терминала «Каспийский трубопроводный консорциум – Р» (КТК-Р, Новороссийск) и представителей соответствующих государственных структур, попытки ограничения конкурентной среды предприняты и здесь.

    Как указано в письме, терминал КТК-Р неправомерно ограничивает список плавсредств для доставки членов госкомиссии на танкеры. Утверждается, что руководство терминала запретило заход в гавань КТК-Р и доставку членов госкомиссии на танкеры всем судам, за исключением буксира-кантовщика Soll Bora.

    Ассоциация считает требование руководства терминала по использованию исключительно данного буксира для доставки членов госкомиссии незаконным и оставляет за собой право обратиться с жалобами в соответствующие инстанции, включая транспортную прокуратуру.

    Отметим, что ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р» основано в 1997 году как российское юридическое лицо Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Акции КТК, принадлежащие Российской Федерации, находятся в доверительном управлении ОАО «АК «Транснефть» (24%).

    Финский залив расчищают не только ото льда…

    ОАО «АК Транснефть» и инвестиционная группа «Сумма Капитал» на протяжении нескольких лет совместно контролируют ООО «Приморский торговый порт» (ПТП), являющееся стивидорным предприятием, замыкающим трубопровод БТС (Балтийская трубопроводная система). Сервис по буксирному обеспечению заходящих в порт нефтяных танкеров, а также танкеров, заходящих на соседний терминал светлых нефтепродуктов (конечная точка нефтепродуктопровода «Север») оказывает «дочка» ПТП ЗАО «Совфрахт-Приморск». Эта компания владеет крупнейшим и самым мощным на Северо-Западе буксирным флотом, считая свою монополию по эскортному сопровождению танкеров, следующих в порт Приморск, а также на соседний нефтеналивной терминал РПК Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» вполне обоснованной. Вместе с тем, попытки войти со своими буксирами на нефтетерминал «ЛУКОЙЛа» предпринимает ЗАО «Роснефтефлот» (дочерняя структура ОАО «Совкомфлот» и ОАО «Роснефть»).

    В соответствии с «Планом буксирного сопровождения крупнотоннажных танкеров на подходах к акватории РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II», обязательное буксирное эскортное сопровождение танкеров должны осуществлять минимум 2 буксира, причем один из них должен иметь мощность двигателя не менее 4 МВт. Таким образом, на протяжении 5 лет буксировку судов на РПК-Высоцк осуществляли мощные буксиры с эскортными функциями ЗАО «Совфрахт-Приморск» и менее мощные буксиры ООО «Балтийские Буксиры», базирующего свой флот на причалах самого РПК.  По словам генерального директора ЗАО «Совфрахт-Приморск» Александра Оводовского, указанный документ разработан ЗАО «ЦНИИМФ» (Центральный научно-исследовательский институт морского флота, Санкт-Петербург) еще в 2005 году, а с сентября 2005 года буксиры компании оказывали указанные услуги танкерам, следовавшим на терминал ЛУКОЙЛа. По информации начальника Управления развития транспортной инфраструктуры, обеспечения безопасной эксплуатации морского транспорта и связи ОАО «ЛУКОЙЛ» Александра Суворова, План буксирного сопровождения был разработан специалистами главной морской инспекции ОАО «ЛУКОЙЛ», а не ЗАО «ЦНИМФ».
     
    Суворов отмечает, что в 2010 году ЗАО «Совфрахт-Приморск» 27 раз не выполняло обязательства по эскортированию нефтеналивных танкеров к терминалу ЛУКОЙЛа, а в январе 2011 года без эскортных буксиров было проведено 3 операции по проводке танкеров. Представитель нефтяной компании, оперирующей терминалом, поясняет, что при  отсутствии эскортных буксиров для проведения операций привлекались буксиры с соседнего угольного терминала, и каждую такую проводку танкера РПК-Высоцк был вынужден согласовывать с капитаном порта.

    Все это привело к тому, что с появлением на акватории российских портов Финского залива ЗАО «Роснефтефлот», готового предоставить буксиры с эскортными функциями, нефтепродуктовый терминал в Высоцке предпринял попытки привлечь нового оператора.

    Однако, ЗАО «Роснефтефлот» имеет эскортные буксиры мощностью лишь 3,1 МВт. Это обстоятельство потребовало от владельцев терминала изменить План буксирного сопровождения, согласовав его с капитаном порта Высоцк. Именно этот факт в ЗАО «Совфрахт-Приморск» считают нарушением безопасности судоходства в регионе. «Уверен, - считает Оводовский, - что работа менее мощных буксиров «Роснефтефлота» снизит уровень безопасности при обработке тоннажа в порту Высоцк, более того, такое решение идет вразрез с научным обоснованием минимально необходимого количества и качества буксирного обеспечения в Высоцке». Собеседник ИАА «ПортНьюс» также добавил, что «для заказчика буксирной проводки – ЗАО «Морское агентство «Новоторик» - услуга по буксирному обеспечению буксирами «Роснефтефлота» или «Совфрахт-Приморска» обойдется одинаково, вопрос возникает при распределении этих денег через цепочку посредников в Высоцке».

    Более того, «Совфрахт-Приморск» построил и готов на днях принять в эксплуатацию новый (четвертый) эскортный буксир. По словам Оводовского, судно завершило ходовые испытания и сейчас стоит в порту Санкт-Петербург на Канонерском судоремонтном заводе. Рыночная стоимость такого буксира составляет около 7 млн евро. Именно этот буксир «Совфрахт-Приморск» построил для обеспечения бесперебойных операций по проводке танкеров в Высоцк, заранее поставив терминал в известность. Но, по словам Оводовского, бывшие партнеры из Высоцка без предупреждения сменили буксирного оператора, что стало неожиданностью для сервисной структуры, родственной «Транснефти». С начала марта 2011 года буксир «Ставр» компании «Роснефтефлот» в экспериментальном режиме работает на нефтетерминале в Высоцке. По словам генерального директора ЗАО «Роснефтефлот» Андрея Апреленко, до конца месяца в порт планируется привести еще один эскортный буксир.

    Как, в свою очередь, рассказал ИАА «ПортНьюс» заместитель исполнительного директора по производству ОАО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» Сергей Киселев, в 2010 году общество провело переговоры с ЗАО «Роснефтефлот» о привлечении их буксиров к работе на комплексе. По словам Киселева, неудовлетворенное лишением своего статуса монопольного владельца эскортных буксиров  ЗАО «Совфрахт-Приморск» написало большое количество писем в различные инстанции о нарушении существующего законодательства России в части обеспечения безопасного прохода танкеров на подходных фарватерах к причалам ОАО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II».

    «Фактически ЗАО «Совфрахт-Приморск», манипулируя понятиями «безопасность мореплавания», «нарушение законодательства» пытается сохранить свой статус монополиста по предоставлению услуг по сопровождению танкеров. При этом они вполне осознанно вводят в заблуждение государственные органы, осуществляющие контроль за безопасностью мореплавания и экологической безопасностью в восточной части Финского залива. Их даже не смущает тот факт что в течение 2010 и 2011 годов вместо 2 заказанных буксиров ЗАО «Совфрахт-Приморск» свыше 30 раз предоставляло только один буксир. Отсутствие второго буксира они объясняли (устно) неисправностью буксира. Данный факт вызывает у нас справедливые опасения о техническом состоянии буксиров указанной компании, что в дальнейшем может сказаться на качестве предоставляемых услуг и в принципиальной способности указанного общества просто выполнить заявку по буксирному сопровождению танкеров», - пояснил Сергей Киселев.

    О монополии замолвите слово

    Г-н Оводовский же уверен, что «на РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» лично Сергеем Киселевым используется административный ресурс, который не допускает буксиры из Приморска для работы». Глава «Совфрахт-Приморск» уверен, что именно РПК-Высоцк является в порту «стивидорной монополией», препятствующей свободной конкуренции. При этом, говоря о собственной монополии  на рынке буксирных услуг в порту Приморск, он высказал мнение о том, что интеграция стивидорного бизнеса в другие отрасли, связанные с портовой деятельностью – это нормальное явление. «Такая интеграция идет как со стороны грузовладельца, так и со стороны транспортного бизнеса», - пояснил Александр Оводовский. (Подробнее читайте в аналитическом издании ИАА «ПортНьюс» «Портовый сервис. Бункерный рынок»).

    Глава «Роснефтефлота» Андрей Апреленко в беседе с ИАА «ПортНьюс» вчера рассказал следующее: «Нас тоже часто упрекают в попытках установления монополии на оказание сервисных услуг в портах, где работают терминалы НК «Роснефть». Однако между нами и сервисными структурами «Транснефти» и «Суммы Капитал» есть разница.

    Когда ограничения устанавливаются грузовладельцем, в нашем случае – НК «Роснефть», то грузовладелец не позволит кому-либо играть с тарифом на сервисные услуги в порту. Потому что грузовладелец зарабатывает на экспорте нефти или нефтепродуктов и заинтересован, прежде всего, в ритмичной бесперебойной работе терминала.

    Когда же монополию на сервисные услуги устанавливает стивидорная компания, то для нее важнее обеспечение высокой прибыли именно от работы терминала. В этом случае, когда встает вопрос о срыве судозахода, задержке судна на подходе к порту, стивидорная компания может принять решения в пользу сохранения своих монопольных требований к оказанию сервисных услуг в порту.

    Считаю надуманным тезис некоторых сервисных портовых структур о том, что наличие у терминала собственной буксирной и бункеровочной компании является необходимым условием безопасных и эффективных портовых операций».

    В заключении отметим, что «Транснефть» скоро получит прямое присутствие еще в одном ключевом российском порту – Усть-Луга, где будет располагаться экспортный терминал Балтийской трубопроводной системы-2 (БТС-2). А потому сценарий завоевания сервисного рынка может повториться и здесь.


    Надежда Малышева, Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен