• 14 января 2011

    Черный передел

    Наводнение в австралийском штате Квинслэнд, где сосредоточена основная часть шахт страны-крупнейшего экспортера угля, посеяла панику на мировом рынке. Крупнейшие угледобывающие компании уже заявили о приостановке поставок угля по долгосрочным контрактам, цена на сырье, по прогнозам, будет расти. Скажется ли эта ситуация на экспорте угля из России и ждет ли российские порты прибавка к угольному грузопотоку?

    Обезвоженный рынок

    Австралия является крупнейшим поставщиком угля в мире. При этом затопленный штат Квинслэнд - основной производитель австралийского угля. Угольная ассоциация Австралии поставляет уголь в более чем 30 стран мира, прежде всего в Японию и Южную Корею. Кроме того, австралийский уголь закупают Тайвань, Китай, Индия и Европа.
    С проблемами в результате наводнения уже столкнулись такие крупные угледобывающие компании, как Rio Tinto, BHP Billiton, Anglo American, Xstrata и другие, которые объявили форс-мажор по своим экспортным контрактам.

    "Три четверти угольных месторождений не могут эксплуатироваться. Это будет иметь серьезный долговременный эффект не только для национальной, но и для международной экономики", - заявила премьер-министр Квинслэнда Анна Бли.

    Кроме того, наводнением оказались повреждены и железные дороги, ведущие к экспортным портам.

    Аналитики прогнозируют, что цена на уголь в связи с разгулом стихии может вырасти с $246 до $300, что может отразиться и на сталелитейной промышленности.

    Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» ведущий экономист УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, определенный дефицит угля в австралийских портах уже наблюдается. В них отмечено сокращение запасов угля на 30-60%.

    «Учитывая наличие в мире других поставщиков угля, вряд ли стоит ожидать существенный дефицит угля, заказчики и поставщики смогут оперативно перестроиться и наладят поставки из других регионов. И уж совсем не стоит ожидать дефицита стали, так как у металлургов имеются запасы сырья, которые позволят им выполнить все заказы, а ситуация к тому моменту должна будет нормализоваться», - считает Дмитрий Баранов.

    При этом, по мнению эксперта, рост экспорта российского угля зависит от того, как долго продлится чрезвычайная ситуация в Австралии. Если рост и возможен, то незначительный, не более 5-8%, полагает аналитик.

    С тем, что наводнение в Австралии не окажет существенного влияния на объем экспорта угля из России, согласен и аналитик УК «Энергокапитал» Василий Копосов. «В первую очередь российский уголь потребляется внутри страны, поэтому я не думаю, что наводнение в Австралии окажет существенное влияние на объемы экспорта угля из России. Впрочем, подобные форс-мажорные события в целом, конечно, оказывают влияние на мировой рынок и могут привести к временному скачку цен и смещению поставок», - прокомментировал ИАА «ПортНьюс» Василий Копосов.

    Сливки снимет заграница

    Крупнейшими покупателями российского угля являются Украина, Кипр, Япония, Корея, Польша, Турция, Нидерланды и Великобритания. Ряд этих стран являются и крупными потребителями австралийского угля, поэтому теоретически Россия смогла бы сыграть на образовавшемся дефиците.

    Впрочем, даже если Россия увеличит поставки, вряд ли от этого выиграют отечественные порты. Дело в том, что угольных портовых мощностей не хватает уже сейчас и они не покрывают экспортного грузопотока, а реализация заявленных крупных проектов в этом сегменте – дело отдаленной перспективы.

    Как подтвердили ИАА "ПортНьюс" в одной из крупнейших  компаний, специализирующихся на перевалке угля в морских портах России - ООО "Управляющая портовая компания" (управляет угольными терминалами в портах Усть-Луга и Восточный), терминалы компании в настоящее время полностью загружены.

    Отметим, что в 2010 году было экспортировано около трети от общих поставок угля в России (порядка 97 млн тонн). В том числе через российские порты было перевалено всего около 68 млн тонн. Таким образом, «излишек» угля, который не смогли взять российские терминалы, большей частью ушел железной дорогой к зарубежным портам, которые и могут получить дополнительные объемы от возможного роста поставок российского угля.

    Кроме того, в сфере перевалки угля в российских портах до сих пор не разрешен ряд острых вопросов. Сохраняется проблема повреждения железнодорожных вагонов в зимнее время российскими стивидорными компаниями. «Первая грузовая компания» (ПГК) в связи с этим уже заявила о возможности отказа от перевозок угля в адрес ряда портов. «Если в ближайшее время проблема не будет решена, мы будем вынуждены либо закладывать убытки в тариф, либо отказываться от перевозок на станции, имеющие агрессивные технологии разгрузки, как делают сейчас большинство частных операторов», – заявил  генеральный директор ПГК Салман Бабаев.

    Что касается дальневосточных портов, то их развитие ограничивается еще и пропускной способностью железнодорожной инфраструктуры.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен