Спасая спасателей
Состояние навигационно-гидрографического обеспечения (НГО) водных путей России, а также спасательного флота оставляет желать лучшего. К такому неутешительному выводу пришли участники Морской коллегии при правительстве России, заседание которой состоялось 24 декабря 2010 года. Для улучшения ситуации решено разработать концепцию НГО, а в перспективе – создать специальное федеральное ведомство, ответственное за данное направление. Кроме того, на совершенствование НГО до 2015 года ФГУП «Росморпорт» направит более 1 мрд руб.
Спасение утопающих, дело рук…
Изученность морей и океанов снизилась в России до критического уровня. Такое мнение в ходе заседания Морской коллегии 24 декабря 2010 года высказал заместитель председателя правительства России Сергей Иванов, передал корреспондент ИАА «ПортНьюс». Главная причина проблем с НГО, на взгляд Иванова, заключается в межведомственной разобщенности.
По словам Сергея Иванова, число аварий на море продолжает оставаться стабильно высоким: только за последние два года в России произошло 12 кораблекрушений, часть из них с человеческими жертвами.
Так, в настоящее время в ведении Гидрографической службы ВМФ России находится 4986 ед. средств навигационного обеспечения (80% от общего количества), остальные принадлежат Минтрансу России. В границах портов размещены 1560 ед. средств навигационного обеспечения, из них 681 ед. (42%) – средства ВМФ.
Между тем, до сих пор не проводилось даже совместных учений спасательного флота Минтранса и Минобороны. «Проведите вы учения между собой, - поручил Сергей Иванов. - Хотя бы одно, а то ведь никогда не проводили».
В свою очередь генеральный директор ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша отметил, что местом проведения таких учений могли бы стать трассы Северного морского пути. Сергей Иванов согласился с руководителем предприятия, добавив при этом, что учения должны пройти в восточной части Севморпути и с привлечением авиации.
Сергей Иванов пояснил, что учения необходимы для внутрироссийской координации сил и средств. «Получается, со всем миром мы взаимодействуем, а между собой не можем», - добавил он.
Если говорить о Севморпути, то здесь кораблекрушения происходят по вине судов, выходящих на его трассы без соответствующего разрешения. По словам Вячеслава Рукши, в последнее время «усилился несанкционированный выход, в том числе речного флота, на трассы Севморпути». За последнее время здесь произошло 4 кораблекрушения, связанных с несанкционированным выходом судов в Арктику. Вместе с тем, за последние 10 лет не произошло ни одного крушения судна, имевшего разрешение на плавание по Севморпути.
«Главное, чтобы в Арктику попадали суда, которые имеют соответствующее разрешение государственных органов», - резюмировал Вячеслав Рукша.
Со своей стороны, Сергей Иванов подчеркнул, что необходимо принимать реальные меры для недопущения несанкционированного выхода судов на трассы Севморпути, вплоть до крупных штрафов или лишения лицензии.
Продолжая арктическую тему, руководитель петербургских предприятий «Северная верфь» и «Балтийский завод» (входят в «Объединенную промышленную корпорацию») Андрей Фомичев отметил, что опыт строительства ледокольных судов-спасателей имеется только у российских предприятий.
«Никто из наших северных соседей, прежде всего, я имею в виду Финляндию и Норвегию, не имеет реального опыта работы в жестких условиях Арктики. Они строят флот, предназначенный лишь для работы в условиях «мягкой» Арктики», - подчеркнул Фомичев. Он выразил уверенность, что именно российские предприятия должны строить флот для освоения Арктики.
В действительности, каждое седьмое поисково-спасательное судно в России нуждается в ремонте. «Состояние судового состава поисково-спасательных служб министерств и ведомств близко к критическому: каждые восемь судов из десяти эксплуатируются сверх установленных сроков, каждые семь - нуждаются в заводском ремонте и примерно столько же - в модернизации», - сказал Сергей Иванов.
Единство как спасательный круг
В области поиска и спасения на море до сих пор еще сохраняются сугубо ведомственные подходы, приводящие к дублированию функций, распылению средств, размыванию ответственности. Из-за отсутствия единой технической политики происходит дублирование закупок техники и оборудования, длительное время не решается вопрос о порядке использования авиации для поиска и спасения людей на море.
Для преодоления межведомственной неразберихи Сергей Иванов предложил рассмотреть возможность создания в перспективе единого нового федерального ведомства, ответственного за НГО. Однако, по его словам, «это потребует серьезных политических решений, в том числе, решения комиссии по административно-правовой реформе».
Кроме того, в ходе заседания Морской коллегии было принято решение ускорить разработку «Концепции НГО морской деятельности Российской Федерации», предусмотрев передачу функции НГО судоходства в акваториях и на подходах к морским портам России (за исключением издания навигационных морских карт, руководств и пособий для плавания) Минтрансу России.
Со своей стороны, ФГУП «Росморпорт» в 2011-2015 годах планирует инвестировать более 1 млрд руб. в совершенствование НГО в морских портах РФ и на подходах к ним. Об этом сообщил, выступая на заседании Морской коллегии, исполнительный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев.
В частности, предприятие продолжит модернизацию средств навигационного оборудования, действующих в российских морских портах, установку новых средств навигационного обеспечения (СНО), имеющих повышенные точностные характеристики, низкую энергоемкость и высокую надежность работы. Кроме того, «Росморпорт» активизирует работу по обновлению лоцмейстерских судов. Так в 2011 году планируется завершить строительство судов для Архангельского, Калининградского и Санкт-Петербургского филиалов, а до 2015 года построить еще 4 лоцмейстерских судна.
На вопрос Сергея Иванова о рентабельности лоцманской деятельности в Российской Федерации исполнительный директор ФГУП «Росморпорт» ответил: «Лоцманская деятельность в России в целом, за исключением портов Крайнего севера, либо портов с большим количеством судозаходов малотоннажных судов, является прибыльным бизнесом. Но только в том случае, если она сосредоточена в одних руках».
Кроме того, системы ФГУ «Госморспасслужба России» планируется усилить дополнительными спасательными подразделениями в Восточном секторе Арктики в морских портах Диксон, Тикси, Певек и Провидения. Об этом в ходе заседания Морской коллегии сообщил глава Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса России Александр Давыденко. Таким образом, по словам руководителя ведомства, в районе Северного морского пути будет создано 7 зон ответственности Госморспасслужбы.
Александр Давыденко отметил, что для повышения мобильности формирований в этой зоне необходимо решить вопрос об организации полноценной аварийно-спасательной готовности ледоколов, укомплектовать их штатным аварийно-спасательным, водолазным снаряжением и имуществом, оборудованием для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также командами Госморспасслужбы России.
Кроме того, до 2015 года в России будет построено 41 многофункциональное спасательное судно, в том числе, ледового класса неограниченного района плавания общей стоимостью 17 млрд руб. По словам руководителя Росморречфлота, строительство новых судов ведется в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России 2010-2015 годы», а эксплуатировать их будет ФГУ «Госморспасслужба России». При этом новые типы спасательных судов были спроектированы в 2009 году, в 2010 году было построено 9 судов, в 2011 году планируется построить еще 10 судов спасательного флота.
Софья Винарова.