• 25 октября 2010

    СУДС да дело

    На протяжении последних лет в российской части Финского залива была создана Региональная система управления движением судов, которая в настоящее время покрывает всю акваторию с помощью наземных радаров, спутниковых систем и телекамер. Однако, в связи со строительством пассажирского порта «Морской фасад» и Западного скоростного диаметра, возникает необходимость размещения в городе дополнительных радиолокационных средств, так как новые объекты создают помехи для существующих радаров. Кроме того, необходимо обеспечить поддержку в судовождении пассажирским судам, идущим в «Морской фасад».

    Петербург начинает темнить


    По классификации Международной морской организации (ИМО), системы управления движением судов (СУДС) могут быть прибрежными, портовыми и региональными. В конце 2005 года под Санкт-Петербургом было завершено создание региональной СУДС (РСУДС). Она включает в себя прибрежную СУДС, отвечающую за транзитные пути и подходы ко всем российским портам на акватории Финского залива и портовые СУДС портов Большой порт  Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Выборг и Высоцк.   Центр РСУДС организован  на базе исторического Центра «Раскат»,   расположенного в Петродворце под Санкт-Петербургом, куда стекается вся получаемая радиотехнических постов информация. Работа оператора СУДС похожа на работу авиационного диспетчера – только ведет он не самолет, а суда по морскому каналу. Ошибка оператора также, как и в случае с самолетом, может повлечь за собой катастрофические последствия, особенно если это касается проводки крупных нефтеналивных танкеров. В настоящее время РСУДС Финского залива обслуживает 82 человека, в том числе 39 операторов имеющих высшую квалификацию и огромный опыт работы судоводителями. Финансируется система за счет обязательного сбора с судов, заходящих в порты, который устанавливается Федеральной службой по тарифам России, однако услуги по Прибрежной СУДС   предоставляются судам бесплатно.

    Внутренняя акватория Большого порта Санкт-Петербург, помимо радиолокационных станций (РЛС), контролируется также при помощи видеокамер, данная информация доступна и службам капитана порта.

    Более того, в соответствии с международным Меморандумом от 2001 года, подписанным со стороны России, Финляндии и Эстонии, на РСУДС организован и действует российский Центр Обязательной системы судовых сообщений  GOFREP. В соответствии с процедурами GOFREP, Центры обмениваются информацией о движении судов и контролируют акваторию  международных вод Финского залива.
     
    Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» начальник РСУДС Иван Готовчиц, «основная цель создания РСУДС достигнута – вся акватория российской части Финского залива находится под контролем и все международные договоры РФ в части обеспечения безопасности мореплавания выполняются в полном объеме».

    Тем не менее, активное инфраструктурное развитие Санкт-Петербурга приводит к тому, что возникает необходимость совершенствования и модернизации действующих средств, размещения дополнительных постов и технических систем. Так, строительство Морского фасада делает необходимой установку дополнительных постов для слежения за движением пассажирских судов, планы застройки намывных территорий у Морского фасада в случае их реализации создадут помехи действующим радарам. Такие же помехи создадут и объекты Западного скоростного диаметра, что также потребует размещения дополнительных технических средств.  Проблема осложняется тем, что ставить радары в густонаселенной части города – не так просто с точки зрения получения согласований, как на островах Финского залива или в Ленобласти. Правда, по словам Ивана Готовчица, современные технологии позволяют снизить излучение от радара до уровня излучения мобильного телефона.

    Кроме того, в планах РСУДС – установка дополнительного радиолокационного поста на границе между акваториями портов Высоцк и Приморск  по проливу Беркезунд, где еще осталась «теневая зона» для радиолокационного наблюдения. По словам Ивана Готовчица, новый пост сможет заработать уже в 2012 году. На эти цели федеральным бюджетом предусмотрено  порядка 40 млн руб.

    Полвека спустя

    Отметим, что СУДС в России в 2010 году исполняется 50 лет. Система начиналась с установки в порту Ленинград специально разработанной на базе аэродромной радиолокационной станции «РАСКАТ» в Петродворце, предназначавшейся  для помощи  судоводителями в сложных метеоусловиях на подходах к порту. Это событие послужило началом создания СУДС в России в целом.

    Первоначально береговая радиолокационная система (БРЛС) работала только по запросам с судов и в плохую погоду. Для ее запуска в те времена требовалось около часа, после чего судоводителю давались рекомендации. В 1980-е годы СУДС была дополнена вторым отечественным радаром «Океан». По свидетельству специалистов итальянской компании «Аления», проводившей работы по модернизации системы в 90-х годах,  технические характеристики БРЛС «Раскат», проработавшей 30 лет, не уступали характеристикам аналогичных систем в западных странах на момент ее замены. По словам Ивана Готовчица, характеристики первой станции сильно удивили зарубежных специалистов, поскольку они, по сути, аналогичны современным.

    В 90-е годы в результате модернизации была сформирована Береговая автоматизированная радиолокационная система (БАРС) УДС в составе  трех радаров, один из которых располагался в Петродворце («Раскат»), второй – в Стрельне и третий – в Бронке. БАРС УДС, таким образом, контролировала всю акваторию Большого порта Санкт-Петербург от приемного буя в круглосуточном режиме и была сертифицирована как СУДС высшей категории. В 1998 году она была дополнена системой контроля внутренней акватории порта Санкт-Петербург, для чего был дооснащен  пост регулирования движения судов и установлены два автоматизированных поста на внутренней акватории порта, оборудованных радарами и телекамерами.

    В 2000-е годы в связи с развитием и строительством новых портов в Финском заливе была поставлена задача строительства Региональной СУДС, в первой очереди которой  была введена в эксплуатацию Портовая СУДС  в порту Приморск, обеспечивающей слежение за движением нефтеналивных танкеров. Затем были установлены два дополнительных поста на о. Котлин и мысе Шепелевском, как первая очередь Прибрежной СУДС, обеспечивающей контроль за судоходством по транзитным путям. В последующем для слежения за выходом танкеров из российских территориальных вод и завершения проекта Региональной СУДС были смонтированы еще 3 радиолокационных поста на островах Финского залива, а также один на Лужской губе для контроля акватории нового порта Усть-Луга, введены в строй Портовая СУДС Выборг/Высоцк и портовая СУДС порта Усть-Луга.  РСУДС оборудована самыми современными техническими средствами включая РЛС, спутниковую систему АИС, телевизионные системы.

    Виталий Чернов.

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен