Балтийская принцесса
Регулярное паромное сообщение Санкт-Петербург - Хельсинки возобновлено с 21 апреля 2010 года. В первый рейс на пароме «Принцесса Мария» отправились представители средств массовой информации, туристических компаний, другие гости оператора паромной линии ST. Peter line, генерального агента линии - компании «Инфлот Ворлвайд» и коммерческие пассажиры.
Регулярное международное паромное сообщение в Санкт-Петербурге существовало до 1996 года, но в связи с банкротством Балтийского морского пароходства было прервано. Попытки наладить работу паромной линии в 2003-2005 годах потерпели неудачу из-за низкой загруженности. В начале августа 2008 года этот вид морских перевозок попыталась реанимировать компания Stella Line. Однако из-за финансового кризиса проект был закрыт. Назывались и другие причины нерентабельности перевозок, среди которых – ориентированность паромного сообщения на жителей Финляндии, которые, как считается, более привычны к таким путешествиям. Но здесь уже сыграл свою роль визовый вопрос.
Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, поднявшаяся на борт «Принцессы Марии» 21 апреля, особо подчеркнула, что в Северную столицу приезжает все больше и больше туристов из разных стран, «но Финляндия вне конкуренции». Также глава региона отметила и высокий спрос на путешествия в Финляндию со стороны российских туристов, среди которых – до 70% жителей Санкт-Петербурга и близлежащих городов.
Регулярное международное паромное сообщение в Санкт-Петербурге существовало до 1996 года, но в связи с банкротством Балтийского морского пароходства было прервано. Попытки наладить работу паромной линии в 2003-2005 годах потерпели неудачу из-за низкой загруженности. В начале августа 2008 года этот вид морских перевозок попыталась реанимировать компания Stella Line. Однако из-за финансового кризиса проект был закрыт. Назывались и другие причины нерентабельности перевозок, среди которых – ориентированность паромного сообщения на жителей Финляндии, которые, как считается, более привычны к таким путешествиям. Но здесь уже сыграл свою роль визовый вопрос.
Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, поднявшаяся на борт «Принцессы Марии» 21 апреля, особо подчеркнула, что в Северную столицу приезжает все больше и больше туристов из разных стран, «но Финляндия вне конкуренции». Также глава региона отметила и высокий спрос на путешествия в Финляндию со стороны российских туристов, среди которых – до 70% жителей Санкт-Петербурга и близлежащих городов.
«Мы долго ждали этого события. Вы знаете, что попытки организовать регулярное паромное сообщение уже были. Два года назад нам помешал кризис, но кризис нас научил, как в шторм оставаться на плаву. Я так думаю, что опытный морской волк в лице компании ST. Peter line сделает выводы из предыдущих попыток и выберет правильный путь», - сказала губернатор.
Валентина Матвиенко напомнила, что для иностранных граждан, прибывающих в Россию на пароме, действует особый режим въезда – здесь они могут находиться 72 часа без визы. Что касается «зеркального отображения визовой поддержки», то, как отметил в свою очередь председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов, петербургские парламентарии намерены лоббировать законодательное оформление безвизового въезда в Финляндию для российских граждан. При этом он сделал важную оговорку: паромное сообщение Санкт-Петербург – Хельсинки будет существовать долго и приносить прибыль именно тогда, когда русские смогут отправиться в путешествие на «Принцессе Марии», не получая визы.
Валентина Матвиенко напомнила, что для иностранных граждан, прибывающих в Россию на пароме, действует особый режим въезда – здесь они могут находиться 72 часа без визы. Что касается «зеркального отображения визовой поддержки», то, как отметил в свою очередь председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов, петербургские парламентарии намерены лоббировать законодательное оформление безвизового въезда в Финляндию для российских граждан. При этом он сделал важную оговорку: паромное сообщение Санкт-Петербург – Хельсинки будет существовать долго и приносить прибыль именно тогда, когда русские смогут отправиться в путешествие на «Принцессе Марии», не получая визы.
Финская сторона в лице регионального директора Центра по развитию туризма Арто Асикайнена отмечает, что на практике это будет сделать трудно: Финляндия входит в Шенгенскую зону, и, послабляя визовый режим для россиян, нарушит договор с Европой. А на это Хельсинки никогда не пойдет. Поэтому, по словам Арто Асикайнена, о безвизовом въезде для русских туристов можно будет говорить лишь в том случае, когда весь Европейский Союз согласится открыть двери гражданам РФ.
Тем не менее, по словам представителя Центра, Финляндия и Хельсинки ждут россиян, надеясь на рост туристического потока в целом на 2% уже в этом году. За 2009 год Финляндию посетили 3 миллиона русских, несмотря на кризис, потратив в поездках около 600 миллионов евро. А представители мэрии Хельсинки сообщили, что за неполных 4 месяца 2010 года можно говорить о росте турпотока в столицу на 6,5%.
В этом смысле запуск паромной линии поможет реализовать и даже превзойти надежды финской стороны: представители ST. Peter line заявили о пассажиропотоке в 500 тыс. человек за 2010 год, при этом иностранцев на борту «Принцессы Марии» планируется перевезти 200-300 тысяч человек.
Для путешествующих на пароме ST. Peter line постаралась сделать максимум. Специализированный причал нового пассажирского порта «Морской фасад» городу не удалось сдать в эксплуатацию до запуска паромной линии, в первый рейс туристов отправляли с Морского вокзала.
Для путешествующих на пароме ST. Peter line постаралась сделать максимум. Специализированный причал нового пассажирского порта «Морской фасад» городу не удалось сдать в эксплуатацию до запуска паромной линии, в первый рейс туристов отправляли с Морского вокзала.
Очередей на регистрацию и паспортный контроль избежать не удалось, но и по прибытию в Хельсинки выяснилось, что финская сторона не ожидала такого наплыва туристов с российскими паспортами. Обе стороны заявляют, что сделают все, чтобы избежать проволочек в оформлении, и, судя по тому, как выпускали в Санкт-Петербург пассажиров «Принцессы Марии» 23 апреля, уже есть положительные сдвиги.
То же самое касается и комфорта путешествия. Представители экипажа судна во время экскурсии по палубам «Принцессы Марии» рассказали, что на борту есть и бассейн, и сауна, и кинотеатр, и комнаты для детей, которые начнут работать, как только сформируется спрос. Официальное казино, которого уже нет в городах России, пока не работает и на пароме. Хотя, как говорят, все оборудование уже погружено на судно и на следующей неделе будет смонтировано. Экипаж судна и обслуживающий персонал заведения обещают комфортную игру для русских туристов. Кроме того, представители экипажа рассказали даже и о возможной организации специального рейса по четвергам в нейтральные воды без захода в иностранные порты. Уже сейчас на пароме регулярно проводят вечерние шоу с участием петербургских артистов, приятная развлекательная программа плавно переходит в дискотеку до утра. Несколько баров и магазин беспошлинной торговли на борту парома также выгодно отличают морское путешествие от других видов поездок.
Светлана Енаки