• 18 февраля 2010

    Сделают в России?

    Давно не секрет, что российская судостроительная отрасль обладает низкой конкурентоспособностью. Требуется как модернизация верфей, так и снижение их непроизводственных затрат. Сделать это без изменения действующего законодательства практически невозможно – техническое перевооружение предприятий приведет к резкому росту отчислений по налогу на имущество,  а завоз иностранного оборудования – по таможенным пошлинам и НДС. Тем не менее, уже к марту 2010 г. планируется подготовить к внесению в Госдуму законопроект «О мерах по поддержке судостроения и судоходства в Российской Федерации», над которым работают Минтранс, Минпромторг и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК).

     

    Зоны для верфей

     

    Речь о подготовке данного законопроекта шла 18 февраля 2010 г. на рабочей встрече председателя правительства России Владимира Путина и президента ОСК Романа Троценко. Как проинформировал главу правительства руководитель госкорпорации,  к марту 2010 г. законопроект планируется подготовить к внесению в Государственную Думу. В настоящее время он находится на межведомственном согласовании, которое, по словам Троценко, идет «непросто». Можно предположить, что преференции, предоставляемые судостроительным предприятиям, могут не понравиться Минфину, не заинтересованному в снижении налоговых поступлений в казну.

     

    Дело в том, что законопроект предусматривает создание специализированных судостроительных зон (новое понятие, несколько отличающееся от понятия особой экономической зоны), которые будут иметь специальные налоговые и таможенные режимы. Это позволит выровнять российские условия хозяйствования с конкурентами в Китае и Корее – ведь в настоящее время в России строится ряд верфей, рассчитанных на крупнотоннажное судостроение. Впрочем, данная мера не приведет к ухудшению или выбытию из налоговой базы каких-либо поступлений, поскольку соответствующих контрактов пока все равно нет.

    Если говорить о судах небольшого тоннажа – то и здесь отечественные верфи проигрывают иностранным конкурентам. О том, что судовладельцы в настоящее время не заинтересованы в размещении заказов на российских верфях ввиду их неконкурентоспособности, а также о необходимости государственной поддержки отрасли, в интервью ИАА «ПортНьюс», с которым можно ознакомиться в разделе «Актуальная тема» от 9 февраля 2010 г., говорил представитель частной судоходной компании «Сафинат» Ивайло Гецов.

    Как пояснил, в свою очередь, Роман Троценко, «допустим, примером может служить строительство танкера ледового класса. Только на налогах по нему теряется порядка $100 млн. То есть, конечно, нам сложно быть конкурентоспособными. Задача стоит развивать это направление через судостроительные зоны».

    В эксклюзивном интервью ИАА «ПортНьюс» заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский рассказал, что судостроительные предприятия предлагается освободить от налога на имущество, так как в противном случае их модернизация будет затруднена.  Кроме того, Минтранс предлагает пойти  на  снижение ЕСН для работников предприятий гражданского судостроения (как в сельском хозяйстве), если эти предприятия зарегистрированы в судостроительных зонах. Также предлагается обнулить пошлину и НДС на импортные комплектующие и оборудование для судов и предприятий судостроения.  «Мы будем стараться убедить своих коллег в других ведомствах в необходимости предложенных инициатив для развития судоходства и судостроения», - уточнил Виктор Олерский. Полную версию интервью с Виктором Олерским можно прочитать в аналитическом издании ИАА «ПортНьюс»  «Портовый сервис. Бункерный рынок. Годовой отчет - 2009» 1 марта 2010 года.

    В погоне за длинным рублем

    Помимо совершенствования законодательства, российской судостроительной отрасли требуются «длинные деньги». Особенно это актуально для предприятий, рассчитывающих на крупные заказы. По словам президента ОСК, программа поддержки по схеме лизинга в судостроительной отрасли уже начала давать плоды. «Заработала программа лизинга. В этом году мы видим первый случай, когда были выделены кредиты под лизинг. Самым активным банком является ВЭБ, который через свою компанию «ВЭБ-лизинг» на сегодняшний день прокредитовал около 4 млрд рублей судостроительных контрактов», - проинформировал Владимира Путина Роман Троценко.

    По его словам, эта мера оказалась самой действенной. «Она очень простая, легка в контроле. Государство выделяет деньги ОСК, которая через государственный банк-агент уже кредитует судостроительные контракты при условии, что они строятся в России, на 60% состоят из российского оборудования, и суда получают российский флаг», - пояснил руководитель госкорпорации.

    По его данным, в 2010 году объем господдержки на лизинг составит 2,7 млрд руб. «Мы думаем, что задача даже не увеличить объем, а сделать его длительным, тогда это будет программа в размере 3 млрд рублей в течение 10 лет. Чтобы мы уже собирали пакет заказов», - предложил председателю правительства Роман Троценко.

    На сегодняшний день формула программы лизинга выглядит таким образом: один рубль дает судовладелец, один рубль дает ОСК по льготному лизингу и один рубль предоставляет банк. Сейчас эта программа поддерживается Сбербанком и ВТБ, но пока самую активную позицию занимает ВЭБ.

    Кроме того, действует программа по компенсации двух третей ставки кредитования по судостроению, которую глава ОСК также попросил продлить на будущее.

    Таким образом, если процесс принятия поправок в законодательство не потонет в межведомственных согласованиях, а программы господдержки отрасли позволят судостроителям рассчитывать свои силы на несколько лет вперед, то у России есть все шансы продемонстрировать «судостроительное экономическое чудо». В противном случае на данной отрасли так и будут продолжать зарабатывать иностранцы.
     
    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен