• 27 июля 2009

    Госконтроль в морских пунктах пропуска нуждается в совершенствовании

    "Действующая в настоящее время система контроля государственными органами в морских пунктах пропуска (МПП) сложилась спонтанно, на основе действовавшей системы контроля в Советском Союзе и с учетом вновь появившихся обстоятельств после его распада. Эта система нигде не описана и никаким документом не узаконена. Она настроена на удобства государственных чиновников и никаким образом не учитывает ни экономических последствий, таких как простои судов в ожидании проведения контроля, ни общепринятой мировой практики делового оборота, основанного на положениях Конвенции 1965 (ФАЛ), участницей которой является РФ.

    Как результат действия этой системы, планирование погрузо – разгрузочных работ на судах в портах России производится не в зависимости от времени подхода судов в порт или готовности судна выйти из порта, а в зависимости от готовности тех или иных государственных чиновников произвести контрольные действия, т. е. начинает действовать человеческий фактор и всегда находится оправдание многочасовым задержкам.

    Минтранс, выполняя Постановление правительства РФ от 20 ноября 2008 года № 872, в Типовых схемах организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных придает вышеописанному порядку законную силу. Более того эта Типовая схема вводит еще одного участника в существующую систему контроля : Администрацию морского порта, которая попросту не готова выполнять предписанные ей действия, что, безусловно, увеличит время простоя судов в ожидании контрольных действий.   

    Создание благоприятных условий развития внешнеэкономической деятельности и увеличения доли грузооборота морского транспорта достигается посредством внедрения новых технологий осуществления контроля государственными органами в морских пунктах пропуска.

    Совершенствовать оформление лиц, транспортных средств и грузов в морских пунктах пропуска возможно путем применения технологии совмещения грузовых операций с проведением контроля государственными органами, это позволяет избежать дополнительных и непредвиденных расходов, связанных с простоем судов под грузовыми операциями.

    Ассоциацией морских агентов Санкт -Петербурга в ФТС России были направлены предложения по разработке технологии, определяющей совершение необходимых действий пограничными и таможенными органами при прибытии судна в пункт пропуска через государственную границу.

    В настоящее время позиция ФТС сводится к тому, что необходимо вносить соответствующие изменения в Типовую схему и в части своей компетенции ФТС готово принять участие в данной работе.

    Вместе с тем, действующее постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 872 "Об утверждении правил осуществления контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ" определяет последовательность осуществления видов контроля как при прибытии лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных на территорию РФ, так и при их убытии с этой территории. На основании типовых схем, Правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 года №872 и с учетом местных условий Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации, на наш взгляд, могло бы  разработать для каждого пункта пропуска технологические схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые утверждаются протоколом заседания созданного в пункте пропуска координационного совета. В этих технологических схемах должна быть установлена продолжительность осуществления контроля в пунктах пропуска.

    В Технологических схемах, разрабатываемых для каждого порта, должны быть заложены принципы, обеспечивающие минимизацию времени проведения контроля, исключение дублирующих функций контрольными органами и включать технологии совмещения грузовых операций с проведением контроля государственными контрольными органами.

    Это позволит избежать дополнительные и непредвиденные расходы, связанные с простоем судов под грузовыми операциями.

    Для комплексного решения этих проблем и внедрения современных технологий в морских портах необходимо создать рабочую группу на базе Северо-Западного территориального управления Росграницы, как органа, в компетенцию которого в соответствии с вышеназванными Правилами входит разработка Технологической схемы и координация деятельности на пунктах пропуска всех заинтересованных лиц".
     
    Сергей Яковлев, президент Ассоциации морских агентов Санкт-Петербурга.
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен