• 21 апреля 2009

    Контейнерооборот падает, контейнеризация – растет

    Контейнерооборот Большого порта Санкт-Петербург в I квартале 2009 года, по экспертным оценкам, сократился в 1,5 раза по сравнению с показателем января-марта 2008 года и составил менее чем 300 тыс. TEU. В то же время, наметилась тенденция к контейнеризации некоторых грузов.

    По информации генерального директора одной из крупных стивидорных компаний порта ЗАО «Нева-Металл» (входит в дивизион «Северсталь-Российская сталь») Михаила Панова, объем контейнерной перевалки в петербургском порту упал с начала года примерно в 1,5 раза. При этом общий объем грузопереработки в I квартале в сравнении с соответствующим периодом 2008 года у самого ЗАО «Нева-Металл» увеличился на 34% - до более 480 тыс. тонн грузов, из них 367,5 тыс. тонн пришлось на черные металлы. Таких показателей морскому терминалу удалось достичь, в первую очередь, за счет перевалки металлов в контейнерах. Такие операции ранее стивидором практически не осуществлялись. «Контейнеризация черных металлов у нас произошла потому, что спрос на них со стороны крупных потребителей в условиях кризиса сократился, а для мелких необходима адресная доставка груза «от двери к двери», - пояснил в беседе с ИАА «ПортНьюс» Михаил Панов. Поэтому компания начала грузить черные металлы в контейнеры.

    По мнению директора стивидорной компании, в дальнейшем контейнеризация в порту будет только возрастать. В планах - увеличение объемов ежемесячной перевалки до 5 тыс. контейнеров или 8,5 тыс. TEU. Для дальнейшего наращивания доли контейнерных отгрузок будет продолжена реализация инвестиционной программы «Нева-Металл». Так, в ближайшее время крановое хозяйство пополнится разворотно-поворотными системами, позволяющими увеличить скорость контейнерной перевалки.

    «Контейнеризация грузов будет возрастать, это несомненно», - уверен директор по развитию НПО «Морстройтехнологии» Сергей Семенов. По мнению эксперта, контейнеризация касается всех грузов, а если говорить о металлах - то, прежде всего, контейнеризируются цветные металлы, а затем черные с небольшими партиями отправки. Особенно это касается грузов на экспорт, так как участникам рынка будет выгодно сэкономить на порожнем фрахте.

    По мнению Сергея Семенова, темпы снижения объемов контейнерооборота в российских портах замедлятся. К концу года можно ожидать, исходя из анализа многочисленных международных прогнозов, падения грузооборота Большого порта Санкт-Петербург по контейнерам на 20% по сравнению с уровнем 2008 года.

    Отметим, что, несмотря на общее снижение контейнерооборота петербургского порта в 1,5 раза, перевалка контейнеров на «Первом контейнерном терминале» (ПКТ), являющемся лидером по обработке контейнерных грузов в порту (около 70% от общего объема), по данным, предоставленным ИАА «ПортНьюс» Национальной контейнерной компанией (владеющей ПКТ), сократился лишь на 22,6% - до 198,357 тыс. TEU.

    Тенденция на контейнеризацию побуждает и порты-конкуренты Санкт-Петербурга развивать контейнерное направление. В частности, как сообщили ИАА «ПортНьюс» в Администрации особой экономической зоны Лиепая, в латвийском порту планируется создать два новых контейнерных терминала, выйдя в долгосрочной перспективе на контейнерооборот в 500 тыс. TEU в год.

    Виталий Чернов

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен