• 16 апреля 2009

    Переступить границу

    В России полным ходом идет подготовка к переносу пунктов таможенного оформления грузов к госгранице. Соответствующая концепция уже согласована во всех министерствах и ведомствах, а в ближайшее время должна быть утверждена правительством РФ. По замыслу авторов реформы, она будет способствовать развитию ныне депрессивных приграничных территорий, разгрузит мегаполисы от лишнего транспорта и ускорит процедуры таможенного оформления. Впрочем, представители бизнеса и региональных властей оценивают грандиозные планы таможенников скептически, опасаясь прямо противоположных последствий.

    Хотим как лучше

    «Мы бы хотели получить от реализации этой концепции оптимизацию транспортных потоков, развитие территорий, упорядочивание таможенного оформления и контроля», - говорит депутат государственной думы РФ Александр Коган. А по словам статс-секретаря Федеральной таможенной службы (ФТС) Константина Чайки, «в результате реализации концепции возрастет объем товаропотоков, появятся механизмы самоочищения от «серых» схем таможенного оформления».

    Впрочем, даже и сами таможенники признают, что реализация намеченных преобразований приведет к увеличению коррупционных возможностей на таможне. Так, в решении коллегии ФТС России «О проекте концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ» указано, что ее реализация cпособна «создать условия для коррупции должностных лиц таможенных органов, соответственно, антикоррупционной деятельности ФТС России необходимо уделить повышенное внимание».
     
    «Зачем же создавать проблемы, а потом с ними бороться? Не лучше ли их просто не создавать?», - удивляется исполнительный директор Санкт-Петербургского представительства Американской торговой палаты в России Мария Чернобровкина.


    Сомневается в целесообразности полного переноса таможенного оформления к госгранице и вице-губернатор Ленобласти Григорий Двас. По его мнению, целесообразнее и дешевле было бы разделить функции досмотра грузов и их оформления, при этом оформление осуществлять на внутренних таможенных постах, а досмотр – у госграницы, информация откуда поступала бы на внутренние посты по современным каналам связи. «Не вижу смысла переносить таможенное оформление, скажем, в Ивангород, если груз все равно будет транспортироваться в Санкт-Петербург», - отметил Григорий Двас.

    По его словам, полный перенос таможенного оформления к госгранице приведет к серьезным изменениям транспортных потоков, потребует привлечения большого количества персонала и повысит транспортные издержки бизнеса, снизив конкурентоспособность российской экономики.

    По замыслу авторов концепции, основные затраты на создание таможенно-логистических терминалов вблизи госграницы понесут частные инвесторы. По данным президента ассоциации «Транспортно-логистические комплексы Северо-Запада» Олега Белоногова, по ценам I квартала 2009 года стоимость строительства среднего терминала в 7,5 Га составляет порядка 950 млн руб. Инвесторам же нужна стабильность и прогнозируемость действий государства, а кто может дать гарантии, что через несколько лет в России не появится новая концепция таможенного оформления, которая сделает построенные на границе терминалы невостребованными?

    «Нет гарантии, что через 5 лет эта система не изменится, - сетует Олег Белоногов. У нас есть множество более важных проектов, требующих финансирования – например, порт Усть-Луга, где надо развивать всю инфраструктуру. Мы же начинаем реализовывать новую концепцию, совершенно утопичную по затратам».

    А как получится?

    К слову сказать, объем федерального финансирования реформы до сих пор неясен. Как признался идеолог преобразований, начальник аналитического управления ФТС Владимир Ивин, по этому вопросу между службой и министерством финансов РФ пока нет понимания. А появится оно только после проработки экономического обоснования реформ, которое будет производиться с привлечением научно-исследовательских институтов. По словам заместителя начальника отдела нормативного обеспечения внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Минэкономразвития М. Афанасовой, экономическое обоснование концепции планируется завершить лишь в течение I полугодия текущего года. В то же время, по подсчетам экспертов, только на возведение жилья для сотрудников, привлекаемых на работу в приграничные таможенно-логистические терминалы СЗФО, без учета стоимости строительства сопутствующих источников энергии и мощностей, потребуется свыше 10 млрд руб.

    Несмотря на отсутствие экономического обоснования, ФТС уже приступила к подготовке переноса таможенных постов к госгранице и даже подвергла критике свое Северо-Западное управление за недостаточную активность в деле побуждения бизнеса к строительству новых таможенно-логистических терминалов у границы.

    Со своей стороны, бизнес-сообщество обеспокоено судьбой уже существующих складских мощностей, ведь вместе с таможенными постами они переехать на периферию не смогут.

    «Мы считаем, что большой угрозы для уже построенных терминалов нет в связи с переносом таможенных постов, так как они на 90% выполняют складские функции, которые останутся востребованными. Однако в настоящее время существует практика, когда отдельные представители бизнеса получают преимущества за счет привлечения на свою территорию таможенных постов. Конечно, в связи с переездом последних они понесут определенные потери», - говорит Владимир Ивин.

    Представители бизнес-сообщества уверены, что решить проблему волокиты на таможне можно гораздо проще и дешевле, внедрив предварительное электронное декларирование.

    Как заверил журналистов Владимир Ивин, в настоящее время уже 82% таможенных постов готовы к приему электронных деклараций. По словам начальника главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрия Некрасова, электронный портал для подачи таких деклараций планируется запустить лишь в конце 2009 года.

    В то же время, по данным Американской торговой палаты в России, в 2008 году через интернет было подано всего 34 электронных таможенных декларации, так как таможенники технически не готовы работать в массовом порядке по интернет-каналу. Работа же по кабелю связана с определенными сложностями, так как во многих офисах провести его попросту нет возможности.

    Как показал прошедший в Петербурге экспертный совет Госдумы РФ по данному вопросу, представители бизнес-сообщества настроены к планам ФТС крайне скептически, не находя аргументированного экономического обоснования целесообразности реформы.

    Впрочем, главная ее цель, судя по всему, и не состоит в облегчении жизни участникам ВЭД. Как заявил в ходе заседания экспертного совета статс-секретарь ФТС Константин Чайка, «проведенные исследования показывают, что реализация данной концепции приведет к развитию приграничных территорий. Речь идет о перспективе на 20-е годы и делается это для того, чтобы заполнить и освоить имеющуюся пустоту вдоль госграницы».

    Из этого можно предположить, что настоящая цель задуманных правительством таможенных преобразований лежит не в экономической, а в политической области, выражая стремление руководства государства к возвращению на великодержавный путь развития, требующий усиления приграничных территорий.

     

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен