• 3 апреля 2009

    Судостроительный комплекс проблем

    Объединенная судостроительная корпорация (ОПК) не намерена переносить сроки реализации проекта создания судостроительного комплекса на базе "Северной верфи" в Санкт-Петербурге из-за экономического кризиса. Однако объемы инвестиций будут корректироваться. При этом судьба "Балтийского завода" остается неопределенной – сейчас в цехах на предприятии не строятся суда (последний ледокол достроен и ожидает передачи заказчику), хотя есть контракт на строительство серии плавучих атомных электростанций для "Энергоатома".

     

    Корректив не избежать

     

    Объединенная промышленная корпорация (ОПК, Москва) завершила разработку проектной идеологии создания судостроительного комплекса на базе принадлежащего корпорации предприятия «Северная верфь» в Петербурге. Как рассказал ИАА "ПортНьюс" директор проекта «Судостроение» ОПК, генеральный директор судостроительного завода «Северная верфь» и Балтийского завода Андрей Фомичёв, проектная идеология предусматривает создание двух производственных комплексов со специализацией каждого по своему направлению. На первом этапе планируется образование судокомплекса по строительству надводных кораблей и специальных судов размерами свыше 200 м, на втором этапе — создание комплекса по строительству крупнотоннажных судов, таких как газовозы, нефтеналивные танкеры и т.д.

     

    Утверждены график и бюджет первоочередных работ на 2009 год по первому этапу реконструкции. Размер бюджета на текущий год в ОПК все же не уточняют, при этом уверяя, что кризис никак не отразился на сроках реализации проекта.

     

    На вопрос ИАА «ПортНьюс» об  объеме инвестиций по названному проекту Андрей Фомичев ответил немного уклончиво: «По мере выпуска локальных смет в составе проектной рабочей документации на модернизацию действующих и строительство новых объектов, цена вопроса, естественно, будет уточняться».

     

    В то же время ранее ОПК называла объем инвестиций по проекту в 14 млрд руб. Из этого можно сделать вывод, что изменение экономической ситуации все же отложит свой отпечаток на его реализацию.

     

    Страсти вокруг "Балтийского"

     

    Напомним, что когда стало известно о планах сноса Балтийского завода, ОПК подверглась резкой критике со стороны представителей законодательной власти и общественности города.  До сих пор судьба одного из крупнейших судостроительных заводов Санкт-Петербурга  остается неопределенной. "Судостроительные предприятия ОПК – это единый производственный комплекс, работающий в тесной взаимной кооперации. Вопрос переноса тех или иных мощностей с одной площадки на другую решается в зависимости от экономической и технологической целесообразности", - говорит Андрей Фомичев.

     

    Вероятно, комментарий представителя ОПК можно рассматривать как заявление о том, что вопрос о переносе мощностей завода так окончательно и не решен.

     

    По мнению председателя постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного Собрания Петербурга Александра Ольховского, перенос мощностей "Балтийского завода" имеет целый ряд "подводных камней".

     

    Закрытие "Балтийского завода" на прежней площадке означает потерю не менее трети его квалифицированных кадров, так как не все согласятся работать на другом предприятии и в другой части города. Кадровый вопрос здесь не менее важен, чем металл. Поэтому сам процесс реализации проекта создания судостроительного комплекса ОПК в Петербурге должен быть таким, чтобы государственные интересы были соблюдены. Это комплексная проблема, которую следует решать без спешки", - говорит Александр Ольховский.

     

    В связи с этим возникает вопрос о возможности включения "Балтийского завода" в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), под государственную опеку. В ОПК такую возможность не комментируют отмечая, что госпакет "Северной верфи" и так уже передан в Западный центр судостроения ОСК, а "Балтийский завод" представляет с "Северной верфью" единый судостроительный комплекс. Как бы то ни было, но "Балтийский завод" все же не фигурирует в списке предприятий ОСК. Отметим, что в составе акционеров завода государство не присутствует, не считая "золотой акции" городского правительства.

     

    По словам Александра Ольховского, петербургские парламентарии уже поднимали вопрос о включении завода в состав госкорпорации.  "Однако государству и ОПК, судя по всему, не удалось договориться по цене вопроса или по каким-то стратегическим интересам собственника", - считает депутат. При этом, по его личному мнению, включение предприятия в ОСК было бы целесообразно, но только в случае обеспечения завода государственными заказами с соответствующим финансированием. "Включать завод в ОСК просто ради того, чтобы пополнить активы этой корпорации не имело бы смысла", - подчеркнул Александр Ольховский.

     

    Отметим, что сейчас на "Балтийском заводе" ожидает передачи заказчику ледокол "Санкт-Петербург", кроме того, существует контракт на создание головного плавучего энергоблока (ПЭБ) проекта 20870 для атомной теплоэлектростанции малой мощности (ПАТЭС). В IV квартале 2012 года после испытаний в составе ПАТЭС, плавучий энергоблок будет сдан заказчику в эксплуатацию на месте базирования. Цена договора является твердой и составляет с учетом инфляции на весь период сооружения 9 млрд. 982,8 млн. рублей. 

    Виталий Чернов

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен