• 27 марта 2009

    Выплывет ли «Усть-Луга»?

    Не успел порт Усть-Луга начать работу, как попал в серьезный экономический шторм мирового финансового кризиса. Тем не менее, порт уверенно продолжает свое развитие и, по итогам 2009 года, может выйти на грузооборот в 9 млн тонн, увеличив его почти на треть по сравнению с 2008 годом.

    «Юг-2» докатился до диверсификации

    Многопрофильный перегрузочный комплекс (МПК) «Юг-2», ориентированный, прежде всего, на работу с накатными грузами, в результате резкого падения производства автомобилей может в период кризиса оказаться маловостребованным. Как рассказал журналистам заместитель генерального директора ОАО «Компания «Усть-Луга» (инвестор проекта) Александр Головизнин, комплексу удалось получить кусочек прошлогоднего декабрьского автомобильного бума, теперь же следует готовиться к непростым временам. В этом году через терминал прошло 3,5 тыс. автомобилей, причем более 2 тыс. из них – в марте. «В апреле мы ожидаем даже увеличения объема перевалки, хотя в нынешней экономической ситуации делать какие-либо прогнозы сложно», - отмечает Александр Головизнин.

    В этой ситуации в компании задумались о необходимости инвестиций в программу диверсификации грузов, принимаемых в МПК. В частности, комплекс может принимать контейнеры – но не в тех объемах, которые могли бы быть признаны серьезными. «Это ведь не контейнерный терминал, контейнеры здесь могут переваливаться только в качестве сопутствующего груза на Ro Ro судах», - пояснил руководитель.

    Кроме того, изначально МПК предполагал работу с различной номенклатурой генеральных грузов. Как бы то ни было, средства на его развитие пока есть. Во-первых, финансирование из российского инвестфонда под данный проект пока не было секвестировано, и к концу лета в компании ожидают поступление более 1 млрд руб. Во-вторых, недавно ОАО «Компания «Усть-Луга» получила кредит Евразийского банка развития в объеме $100 млн. Всего в 2009 году в развитие МПК «Юг-2» планируется инвестировать порядка 3 млрд руб.

    Тем не менее, как сообщил генеральный директор компании Максим Широков, объем инвестиций компании в развитие порта все же придется сократить на 30-40% от ранее запланированного уровня. В апреле совет директоров компании будет рассматривать эти вопросы, тогда же и определится точная сумма вложений на этот год.

    Кроме того, перед новым годом в компании пошли на сокращение персонала - всего было уволено 20% сотрудников, дальнейшие сокращения пока не предполагаются.

    Делать какие-то конкретные прогнозы в компании отказываются, ссылаясь на быстро меняющуюся ситуацию. «Главное, чтобы кризис побыстрее закончился», - подытоживает Максим Широков.

    До лучших времен

    Проблемы испытывают и портовые проекты других инвесторов, строящихся в Усть-Луге. В частности, Максим Широков выразил сомнение, что запуск первой очереди «Балтийского контейнерного терминала» - двух терминалов, состоится в заявленный срок – в III квартале текущего года.

    «Учитывая общую ситуацию с падением контейнерных грузопотоков, не исключено, что сроки будут скорректированы и перенесены. Насколько, я пока не знаю», - сообщил директор «Компании «Усть-Луга». Напомним, что заявленная полная мощность проекта составляет 3 млн TEU в год.

    Другим отложенным проектом может стать строительство терминалов по перевалке алюминия и глинозема, инвестором которого намеревался выступить «Русал». «Стратегически «Русалу» очень нужен этот проект, и они подтвердили свою заинтересованность. Но, скорее всего, его реализация будет перенесена по времени – может быть, на два-три года», - прокомментировал Максим Широков.

    Тем не менее, для других проектов лучшие времена уже настали. В частности, 25 марта было принято на погрузку первое судно в «Европейском серном терминале». Как сообщил журналистам капитан морского порта Усть-Луга Олег Глухов, к июню текущего года на терминале планируется перегрузить порядка 300 тыс. тонн серы, а к моменту выхода на полную мощность к 2015 году его годовой грузооборот составит 9 млн тонн. Инвестор проекта – ООО «Интерфинанс».

    Кроме того, в октябре текущего года ожидается запуск нефтеналивного терминала «Зарубежнефти», который будет переваливать мазут, дизельное топливо и бензин. По прогнозам участников рынка, этот терминал способен перетянуть на себя объемы нефтепродуктов с Петербургского нефтяного терминала и портов Эстонии.

    Таким образом можно констатировать, что, несмотря на определенные сложности, вызванные мировой экономической рецессией, проект порта состоялся и заработал. По оценке экспертов, в 2009 году его грузооборот может увеличиться до 9 млн тонн с 6,8 млн тонн годом ранее.

    Виталий Чернов
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен