1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Больше и глубже: дноуглубление в условиях санкций

21 февраля 2023   08:00

Больше и глубже: дноуглубление в условиях санкций

Фото судостроительного завода «Лотос»

Мощность морских портов России за 2022 год выросла на 37 млн тонн в год. В ближайшие несколько лет она вырастет еще больше за счет реализации ряда крупных проектов во всех морских бассейнах страны. Значительный объем технических работ необходимо провести и на внутренних водных путях (ВВП). Однако для реализации этих планов необходимо создать собственный дноуглубительный флот.

Громадье планов

Российскую портовую инфраструктуру, пропускная способность которой сегодня составляет 1,3 млрд тонн в год, в ближайшие годы ждет развитие. Причем инфраструктурные проекты намечены во всех морских бассейнах страны.

На Северо-Западе планируется наращивать мощности балкерных терминалов, в Калининградской области продолжается строительство пассажирско-паромного терминала в пос. Пионерский, в Арктике – реконструкция имеющихся портов и реализация крупных проектов, направленных на транспортировку сжиженного природного газа (СПГ), угля и руды. В Южном бассейне предполагается увеличить пропускную способность портов в части перевалки генеральных и балкерных грузов, на Дальнем Востоке реализуются проекты, связанные с перевалкой контейнеров, угля и СПГ.

Ожидается также развитие рыбных терминалов в портах Махачкала, Владивосток, Находка, на Камчатке и Сахалине.

Большой объем работ предстоит выполнить и на внутренних водных путях России.

Для реализации заявленных планов необходимо выполнить значительные объемы дноуглубительных работ, которые являются наиболее сложными и дорогостоящими в большинстве проектов.

Андрей Болдорев

Напомним, что заказчиками дноуглубительных работ выступают ФГУП «Росморпорт» (большинство морских портов России), ФГУП «Гидрографическое предприятие» госкорпорации «Росатом» (в части инфраструктуры Северного морского пути), ФГУП «Нацрыбресурс» (в части рыбных терминалов) и администрации бассейнов внутренних водных путей (подчиняются Росморречфлоту).

Цены и объемы

ФГУП «Росморпорт» планирует организовать дноуглубительные работы в 2023 году суммарным объемом 23,9 млн куб. м, что на 3% больше, чем за прошлый год. Как сообщил в ходе организованного медиа-группой «ПортНьюс» VI конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» (Конгресс) начальник управления инвестиций и стратегического развития Росморпорта Андрей Болдорев, в том числе 7,3 млн куб. м грунта планируется изъять в рамках капитального строительства и 16,6 млн куб. м в рамках ремонтного землечерпания.


Максим Кулинко

В части капитального строительства запланировано дноуглубление для терминала компании «Новотранс» в объеме 5,9 млн куб. м, терминала «Ультрамар» — 0,5 млн куб. м, порта Пионерский — 0,9 млн куб. м.

В части ремонтного дноуглубления планируется осуществить работы в основном на Волго-Каспийском морском судоходном канале (ВКМСК) в объеме 12 млн куб. м. Остальной объем придется на Калининградский морской канал.

Росатом планирует в 2023 году выполнить дноуглубление в объеме 13,5 млн куб. м. Как  рассказал в ходе Конгресса заместитель директора дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко, в частности, дноуглубительные работы планируется провести на Морском канале Обской губы (в объеме 6,5 млн куб. м), в рамках создания нефтяного терминала «Бухта Север» (2,7 млн куб. м), в рамках проекта по освоению Сырадасайского угольного месторождения (1,8 млн куб. м).

Кроме того,  ремонтное дноуглубление потребуется  в Обской губе: 1,5 млн куб. м грунта необходимо поднять в морском порту Сабетта, на терминале «Утренний» и на Морском канале.

Виктор Чеботаев

Дноуглубительные работы необходимы и для развития рыбных терминалов. Как отметил в ходе Конгресса главный инженер ФГУП «Нацрыбресурс» Виктор Чеботаев, в настоящее время прием судов с осадкой 9 м возможен лишь менее чем на 20% (4,2 км) причального фронта ФГУП «Нацрыбресурс». Новый рыболовный флот и иные грузовые суда, заходящие в рыбные порты, имеют большие осадки, что требует оперативно решать вопросы увеличения глубин возле причалов.

На внутренних водных путях в среднем по всем бассейнам в 2023 году объем дноуглубительных работ планируется в пределах 23-25 млн куб. м.,  рассказал в ходе Конгресса заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов. В 2022 году данный показатель составил 22,9 млн куб. м.


Константин Анисимов

Высокий спрос на дноуглубление при дефиците возможностей подрядчиков ведет к росту стоимости технических работ. Так, стоимость дноуглубления, по данным Росморпорта, за 2022 год  выросла на 30%. По словам Андрея Болдорева, это связано с уходом основных игроков, а также с санкционными ограничениями по привлечению техники под иностранным флагом. О значительном росте стоимости дноуглубительных работ в своем докладе говорил и генеральный директор Гидрографического предприятия Александр Бенгерт. Но и при высоких ценах удовлетворить спрос не так просто.

Что с флотом?

Дефицит собственного технического флота является в настоящее время одним из главных вызовов для российских инфраструктурных проектов.

Существующий сегодня в России дноуглубительный флот на порядок уступает флоту специализированных зарубежных компаний, которые покинули российский рынок. По оценкам ФГУП «Гидрографическое предприятие», представленным в ходе Конгресса генеральным директором предприятия Александром Бенгертом, совокупная емкость трюмов самоотвозных земснарядов в нашей стране составляет 39 тыс. куб. м, в то время как только у одной бельгийской компании DEME (один из мировых лидеров на рынке дноуглубления, компания ушла из России в начале 2022 года) емкость трюмов самоотвозных дноуглубительных судов в составе собственного флота  240 тыс. куб. м. То есть разница не в нашу пользу более чем в шесть раз.

Сколько нужно?

По оценкам «Гидрографического предприятия», для развития и содержания российской морской портовой инфраструктуры лишь в акватории Севморпути необходимо к 2026–2027 годам привлечь около 11 единиц дноуглубительного флота.


Александр Бенгерт

«России нужен единый дноуглубительный оператор, — считает Александр Бенгерт. — Это позволит решить ключевой вопрос — координацию имеющихся в стране ресурсов. В условиях ограниченных возможностей российского дноуглубительного флота отсутствие координации в дноуглублении приводит к тому, что мы неправильно расставляем флот, неправильно планируем, неправильно выделяем приоритетность проектов. На данном этапе вопрос должен звучать именно так».

ФГУП «Росморпорт» не имеет принципиальных возражений против такого подхода. Но, по словам заместителя генерального директора по флоту Василия Стругова, госпредприятию нужно время оценить и «подумать над этим предложением».

Добавим, что помимо собственно дноуглубительного флота, в России также ощущается дефицит камнеукладочных судов, необходимых, в частности, при прокладке подводных трубопроводов для их стабилизации.

Евгений Подоляко

Как пояснил в ходе Конгресса начальник отдела ПАО «Газпром» Евгений Подоляко: «Это один из важнейших вопросов при обустройстве месторождений, в том числе проектов на Сахалине. С уходом иностранных подрядчиков оказалось, что в России подобные суда отсутствуют, и привлечение морской техники данного вида из дружеских стран затруднительно. Проектные решения предусматривают камнеукладку при прокладке подводных трубопроводов, и сейчас рассматриваются альтернативные решения, в том числе применение габионов, поскольку при сильных штормах возможно смещение трубопроводов».

Построим сами?

Если говорить о строительстве флота в России, то это возможно, но не так быстро, как хотелось бы.

«Если опыт строительства фрезерных, многочерпаковых земснарядов в России был, то с самоотвозными земснарядами у нас ситуация сложнее. С задачей в таком формате мы никогда не сталкивались в России», — охарактеризовал в ходе Конгресса ситуацию руководитель проекта департамента продаж и контрактации АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) Евгений Леонов.

Евгений Леонов

Он напомнил, что в новейшей истории страны на российских верфях было построено несколько самоотвозных земснарядов для «Росморпорта» с объемом трюма 2 тыс. куб. м. Однако их строительство велось в тесной кооперации с западными проектантами и с комплектацией иностранным оборудованием. «Сейчас стоит вопрос о проектировании и строительстве своими силами. За время сотрудничества с западными компаниями нам удалось набраться опыта. Мы понимаем, что это за оборудование, что это за земснаряды. Мы готовы двигаться дальше», — отметил представитель ОСК.

В России приступили к созданию отечественных высокопроизводительных самоотвозных земснарядов, которые востребованы для работы в условиях короткой навигации в акваториях портов Севморпути. АО «ЦМКБ «Алмаз» и ОСК ведут работу по обоснованию облика, проектированию и строительству отечественных самоотвозных земснарядов с объемом трюмов 4 тыс. и 8 тыс. куб. м. Как рассказал в ходе Конгресса начальник сектора отдела общесудовых судовых и специальных устройств, приводов и систем гидравлики АО «ЦМКБ «Алмаз» Александр Зеков, работы над этим проектом ведутся с июля 2022 года.


Василий Стругов

Со своей стороны, ФГУП «Росморпорт» в 2023 году начинает разработку технического проекта самоотвозного земснаряда с объемом трюма 1000 куб. м для Каспийского и Азовского морей, рассказал в ходе Конгресса Василий Стругов. Строительство двух таких судов Росморпорт включил в инвестпрограмму предприятия на период 2025–2029 годов.

Если же говорить о техническом флоте для ВВП, то с 2023-го по 2024 год российские верфи должны сдать 101 судно, в том числе 8 земснарядов, 54 единицы обстановочного флота, 27 промерных судов, 6 экологических и 6 обслуживающих.