Итоги 2022 года
Немного оправившись от турбулентности вызванной пандемией коронавируса, представители судоходного сообщества в 2022 году ожидали более прогнозируемые ставки фрахта и окончание заторов в портах. Однако с февраля жизнь снова внесла поправки в логистику мировой торговли. Как этот год пережил российский бизнес и что нам ждать в 2023 году – в обзоре
«ПортНьюс».
В 2022 год морские порты РФ вошли с положительной динамикой по грузообороту: за январь-декабрь он увеличился на 1,7 % по сравнению с 2020 годом и составил 835,2 млн тонн. За шесть месяцев 2022 года грузооборот морских портов уменьшился на 0,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 410,0 млн тонн. По итогам года, заявлял https://portnews.ru/news/336431/ ранее глава
Росморречфлота Захарий Джиоев, власти ожидают не только сохранение показателей на уровне 2021 года, но и рост на 2 млн тонн – до 837 млн тонн https://portnews.ru/news/340525/. Положительная динамика грузооборота, говорил в сентябре на форуме во Владивостоке президент РФ Владимир Путин https://portnews.ru/news/335103/, является показательной, несмотря на попытки внешнего давления.
«За последние годы в России реализованы большие планы по развитию транспортной инфраструктуры, железных и автомобильных дорог, морских портов и трубопроводов. Эти своевременные решения позволили бизнесу в сегодняшних условиях оперативно перестроить логистику, развернуть грузовые потоки в те страны, которые готовы и хотят торговать с нашей страной, предпочитают цивилизованные, предсказуемые деловые отношения. В дальневосточных портах, сейчас настоящий логистический бум. Объёмы перевалки грузов, обработки контейнеров таковы, что специалисты работают без перерыва на выходные, днём и ночью», – сказал Владимир Путин на форуме в сентябре.
Немного оправившись от турбулентности, вызванной пандемией коронавируса, представители судоходного сообщества в 2022 году ожидали более прогнозируемые ставки фрахта и окончание заторов в портах. Однако с февраля жизнь снова внесла поправки в логистику мировой торговли. Как этот год пережил российский бизнес и что нам ждать в 2023 году – в обзоре «ПортНьюс».
В 2022 год морские порты РФ вошли с положительной динамикой по грузообороту: за январь-декабрь он увеличился на 1,7 % по сравнению с 2020 годом и составил 835,2 млн тонн. За шесть месяцев 2022 года грузооборот морских портов уменьшился на 0,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 410,0 млн тонн. По итогам года, заявлял ранее глава Росморречфлота Захарий Джиоев, власти ожидают не только сохранение показателей на уровне 2021 года, но и рост на 2 млн тонн – до 837 млн тонн. Положительная динамика грузооборота, говорил в сентябре на форуме во Владивостоке президент РФ Владимир Путин, является показательной, несмотря на попытки внешнего давления.
«За последние годы в России реализованы большие планы по развитию транспортной инфраструктуры, железных и автомобильных дорог, морских портов и трубопроводов. Эти своевременные решения позволили бизнесу в сегодняшних условиях оперативно перестроить логистику, развернуть грузовые потоки в те страны, которые готовы и хотят торговать с нашей страной, предпочитают цивилизованные, предсказуемые деловые отношения. В дальневосточных портах сейчас настоящий логистический бум. Объёмы перевалки грузов, обработки контейнеров таковы, что специалисты работают без перерыва на выходные, днём и ночью», – сказал Владимир Путин на форуме в сентябре.
Наибольшую динамику по грузообороту за 11 месяцев 2022 года показали порты Арктического бассейна (+3,7%, 89,9 млн тонн), Дальневосточного бассейна (+1,6%, 209,4 млн тонн) и Азово-Черноморского бассейна (+1,9%, 238,3 млн тонн). По объективным причинам, грузооборот портов Балтийского бассейна сократился на 2,3% — до 225,2 млн тонн.
Сокращение судозаходов к терминалам российской Балтики стало причиной переориентации части грузов в южные и дальневосточные порты. Мы наблюдали рост перевалки угля в Тамани https://portnews.ru/comments/3241/. Однако к концу года динамика по перевалке угля снова стала положительной и для терминалов Северо-Запада России https://portnews.ru/comments/3260/ .
На фоне высокой загрузки Восточного полигона обострились дискуссии между грузоотправителями – угледобывающие компании и контейнерные операторы совместно с правительством РФ пытаются найти баланс на ограниченных железнодорожных мощностях БАМа и Транссиба https://portnews.ru/comments/3268/ и https://portnews.ru/comments/3289/ .
Одна из крупнейших сделок в 2022 году – покупка группой «Дело» Сахалинского морского пароходства в августе. Сумма сделки составила https://portnews.ru/news/339351/ 2,48 млрд руб. Теперь транспортно-логистическая компания управляет более 30 судами и планирует пополнить флот балкерами https://portnews.ru/news/340585/ .
Вопрос создания отечественного торгового флота не раз поднимался после февраля 2022 года. Необходимость оперировать независимыми судами обострилась после осложнений страхования и фрахта судов, вызванных санкциями со стороны ЕС, США и других стран. О проблемах и перестройке рынка страхования
«ПортНьюс» сообщал еще весной https://portnews.ru/projects/project33/. Однако строительством специализированного флота в РФ пока не сильно интересуется бизнес. Многие транспортные компании пока публично не объявляют о подготовке строительства контейнеровозов или балкеров. По словам собеседников PortNews, примеров подобных проектов нет в России, а сроки реализации рискуют выйти за контрактные. Тем не менее, в конце декабря стало известно о заключении первого контракта на строительство сухогрузов-контейнеровозов в России https://portnews.ru/news/340779/ для МТК «Север-Юг».
Развитие транспортных коридор получило большое внимание со стороны правительства в этом году - https://portnews.ru/comments/3281/ . МТК «Север—Юг» позволит перетянуть часть грузопотоков, которые в настоящее время идут в обход России https://portnews.ru/comments/3270/ . Тем не менее, данный коридор требует развития инфраструктуры: как портовой, так и железнодорожной во всех транзитных государствах.
К концу года в судоходной отрасли все чаще стали появляться новости о судебном процессе группы FESCO https://portnews.ru/news/339484/. Мещанский суд Москвы конфисковал акции транспортной группы FESCO, принадлежащие совладельцу группы «Сумма» миллиардеру Зиявудину Магомедову, осужденному на 19 лет колонии. Однако следующие заседания суда назначены на январь, поэтому завершение этой истории, мы вероятно увидим уже в 2023 года.
Судоходство и логистика
Наибольшую динамику по грузообороту за 11 месяцев 2022 года показали порты Арктического бассейна (+3,7%, 89,9 млн тонн), Дальневосточного бассейна (+1,6%, 209,4 млн тонн) и Азово-Черноморского бассейна (+1,9%, 238,3 млн тонн). По объективным причинам грузооборот портов Балтийского бассейна сократился на 2,3% — до 225,2 млн тонн.
Сокращение судозаходов к терминалам российской Балтики стало причиной переориентации части грузов в южные и дальневосточные порты. Мы наблюдали рост перевалки угля в Тамани. Однако к концу года динамика по перевалке угля снова стала положительной и для терминалов Северо-Запада России.
На фоне высокой загрузки Восточного полигона обострились дискуссии между грузоотправителями – угледобывающие компании и контейнерные операторы совместно с правительством РФ пытаются найти баланс на ограниченных железнодорожных мощностях БАМа и Транссиба.
Одна из крупнейших сделок в 2022 году – покупка группой «Дело» Сахалинского морского пароходства в августе. Сумма сделки составила 2,48 млрд руб. Теперь транспортно-логистическая компания управляет более чем 30 судами и планирует пополнить флот балкерами.
Вопрос создания отечественного торгового флота не раз поднимался после февраля 2022 года. Необходимость оперировать независимыми судами обострилась после осложнений страхования и фрахта судов, вызванных санкциями со стороны ЕС, США и других стран. О проблемах и перестройке рынка страхования «ПортНьюс» сообщал еще весной. Однако строительством специализированного флота в РФ пока не сильно интересуется бизнес. Многие транспортные компании пока публично не объявляют о подготовке строительства контейнеровозов или балкеров. По словам собеседников PortNews, примеров подобных проектов нет в России, а сроки реализации рискуют выйти за контрактные. Тем не менее в конце декабря стало известно о заключении первого контракта на строительство сухогрузов-контейнеровозов в России для МТК «Север – Юг».
Развитие транспортных коридоровполучило большое внимание со стороны правительства в этом году. МТК «Север—Юг» позволит перетянуть часть грузопотоков, которые в настоящее время идут в обход России. Тем не менее данный коридор требует развития инфраструктуры: как портовой, так и железнодорожной во всех транзитных государствах.
К концу года в судоходной отрасли все чаще стали появляться новости о судебном процессе группы FESCO. Мещанский суд Москвы конфисковал акции транспортной группы FESCO, принадлежащие совладельцу группы «Сумма» миллиардеру Зиявудину Магомедову, осужденному на 19 лет колонии. Однако следующие заседания суда назначены на январь, поэтому завершение этой истории мы, вероятно, увидим уже в 2023 года.
Судостроение и судоремонт
В 2022 году альтернативный маршрут торговли для России – Северный морской путь – усилили дополнительно еще одним ледоколом проекта 22220 «Урал», серия которых строится на Балтийском заводе https://portnews.ru/news/339627/ . «Урал» — второе серийное судно проекта 22220. Ранее на работу по СМП вышли головной ледокол проекта «Арктика» и первый серийный ледокол «Сибирь». Сейчас на Балтийском заводе ведется строительство атомных ледоколов «Якутия» и «Чукотка» https://portnews.ru/portnewstv/254/ . Их сдача заказчику запланирована на 2024 и 2026 годы. Контракт еще на два ледокола ожидается в ближайшее время https://portnews.ru/news/339835/ .
Еще один сегмент в судостроении –танкерный флот. Под Новый год на ССК «Звезда» в Приморье сдали головное судно серии из двух танкеров типоразмера Aframax для ПАО
«Совкомфлот» под названием «Океанский проспект» https://portnews.ru/news/340868/ . Всего при участии «
Совкомфлота» на ССК «Звезда» были размещены заказы на строительство 20 современных судов суммарным дедвейтом около 2 млн тонн. В их число входят танкеры для перевозки нефти и нефтепродуктов, а также арктические газовозы. На сегодняшний день общий портфель заказов судоверфи, в том числе для НОВАТЭКа, составляет 39 судов, с учетом опционов — 59 судов. Впрочем, комментарии от ССК «Звезда» в этом году было получить невозможно. Это косвенно подтверждает слова собеседников
«ПортНьюс» в отрасли о трудностях сдачи судов в срок в связи с санкциями и осложнением поставок оборудования. Вероятно, сроки по некоторым заказам будут смещены как минимум на год.
В целом, власти ожидают, что программа развития по лизингу морских и речных судов до 2030 года насчитывает более 45 средне- и крупнотоннажных судов. Такие планы представил генеральный директор АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) Евгений Дитрих https://portnews.ru/news/334978/ . По его словам, в программу также входит более 50 малотоннажных судов класса река-море, в том числе арктического класса.
Потребность России в строительстве новых судов до 2035 года возросла до 1,5 тыс. единиц, приводил ранее данные заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов https://portnews.ru/news/335078/ . До этого прогноз составлял около 1 тыс. судов, но дополнительные суда заявили
Минтранс и Минсельхоз. Для того чтобы российские верфи смогли построить крупнотоннажный флот, требуется инвестировать как минимум 400-500 млрд рублей в модернизацию судостроительных предприятий, добавил он. В интервью РБК в конце года, он подтвердил, что на постройку 250‒270 гражданских судов будет выделено 130 млрд рублей из Фонда национально благосостояния (ФНБ). В сентябре
Минпромторг рассчитывал, что из фонда будет выделено в 2,2 раза больше средств ‒ 286,5 млрд рублей. Всю программу ведомство оценивало тогда в 477 млрд рублей. Программа в нынешнем виде предполагает постройку судов только в 2023–2027 годах, тогда как раньше средства запрашивались на строительство флота до 2032 года.
Остается решить, где строить заявленные потребности: Пока в России такие суда может строить только дальневосточная верфь «Звезда». Сухой док на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге будет сдан не ранее 2023 года. Кроме этого, третья подобная верфь может появиться на острове Котлин (Санкт-Петербург), заявляли ранее в Росатоме. Ее загрузку отчасти может обеспечить ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП). Стороны обсуждают возможность постройки 16 универсальных сухогрузов-контейнеровозов и 8 буксиров https://portnews.ru/comments/3275/.
Нельзя не отметить еще один большой завершенный судостроительный проект – в августе
Адмиралтейские верфи передали в эксплуатацию первую в России ледостойкую самодвижущуюся платформу (ЛСП) «Северный полюс», которая пополнила научно-экспедиционный флот Арктического и антарктического научно-исследовательского института https://portnews.ru/portnewstv/236/ . Уже три месяца судно работает в точке дрейфа, расположенной в Северном Ледовитом океане севернее острова Генриетты.
Инвесторы пока сохраняют свои планы по строительству уже заявленных портовых проектов, подробнее о них – в материале
«ПортНьюс» https://portnews.ru/comments/3287/.
Редакция благодарит читателей за внимание к ресурсам
«ПортНьюс» в 2022 году! Наши результаты представлены в видеосюжете по итогам года! Мы желаем всем спокойствия и мудрости в Новом 2023 году!
Судостроение и судоремонт
В 2022 году альтернативный маршрут торговли для России – Северный морской путь – усилили дополнительно еще одним ледоколом проекта 22220 «Урал», серия которых строится на Балтийском заводе. «Урал» — второе серийное судно проекта 22220. Ранее на работу по СМП вышли головной ледокол проекта «Арктика» и первый серийный ледокол «Сибирь». Сейчас на Балтийском заводе ведется строительство атомных ледоколов «Якутия» и «Чукотка». Их сдача заказчику запланирована на 2024 и 2026 годы. Контракт еще на два ледокола ожидается в ближайшее время.
Еще один сегмент в судостроении – танкерный флот. Под Новый год на ССК «Звезда» в Приморье сдали головное судно серии из двух танкеров типоразмера Aframax для ПАО «Совкомфлот» под названием «Океанский проспект». Всего при участии «Совкомфлота» на ССК «Звезда» были размещены заказы на строительство 20 современных судов суммарным дедвейтом около 2 млн тонн. В их число входят танкеры для перевозки нефти и нефтепродуктов, а также арктические газовозы. На сегодняшний день общий портфель заказов судоверфи, в том числе для НОВАТЭКа, составляет 39 судов, с учетом опционов — 59 судов. Впрочем, комментарии от ССК «Звезда» в этом году было получить невозможно. Это косвенно подтверждает слова собеседников «ПортНьюс» в отрасли о трудностях сдачи судов в срок в связи с санкциями и осложнением поставок оборудования. Вероятно, сроки по некоторым заказам будут смещены как минимум на год.
В целом власти ожидают, что программа развития по лизингу морских и речных судов до 2030 года насчитывает более 45 средне- и крупнотоннажных судов. Такие планы представил генеральный директор АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) Евгений Дитрих. По его словам, в программу также входит более 50 малотоннажных судов класса река-море, в том числе арктического класса.
Потребность России в строительстве новых судов до 2035 года возросла до 1,5 тыс. единиц, приводил ранее данные заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов. До этого прогноз составлял около 1 тыс. судов, но дополнительные суда заявили Минтранс и Минсельхоз. Для того чтобы российские верфи смогли построить крупнотоннажный флот, требуется инвестировать как минимум 400-500 млрд рублей в модернизацию судостроительных предприятий, добавил он. В интервью РБК в конце года он подтвердил, что на постройку 250‒270 гражданских судов будет выделено 130 млрд рублей из Фонда национально благосостояния (ФНБ). В сентябре Минпромторг рассчитывал, что из фонда будет выделено в 2,2 раза больше средств ‒ 286,5 млрд рублей. Всю программу ведомство оценивало тогда в 477 млрд рублей. Программа в нынешнем виде предполагает постройку судов только в 2023–2027 годах, тогда как раньше средства запрашивались на строительство флота до 2032 года.
Остается решить, где строить заявленные потребности. Пока в России такие суда может строить только дальневосточная верфь «Звезда». Сухой док на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге будет сдан не ранее 2023 года. Кроме этого, третья подобная верфь может появиться на острове Котлин (Санкт-Петербург), заявляли ранее в Росатоме. Ее загрузку отчасти может обеспечить ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП). Стороны обсуждают возможность постройки 16 универсальных сухогрузов-контейнеровозов и 8 буксиров.
Нельзя не отметить еще один большой завершенный судостроительный проект – в августе Адмиралтейские верфи передали в эксплуатацию первую в России ледостойкую самодвижущуюся платформу (ЛСП) «Северный полюс», которая пополнила научно-экспедиционный флот Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Уже три месяца судно работает в точке дрейфа, расположенной в Северном Ледовитом океане севернее острова Генриетты.
В то же время инвесторы пока сохраняют планы по строительству уже заявленных портовых проектов, подробнее о них – в материале «ПортНьюс».
Редакция благодарит читателей за внимание к ресурсам «ПортНьюс» в 2022 году! Наши результаты представлены в итоговом видеосюжете! Мы желаем всем спокойствия и мудрости в Новом 2023 году!