1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Круизы отправились в далекое плавание

15 декабря 2022   08:00

Круизы отправились в далекое плавание

Круизы отправились в далекое плавание
Правительство Санкт-Петербурга инициировало исключение морского пункта пропуска через государственную границу РФ на Морском вокзале, который находится на Васильевском острове. По данным «ПортНьюс», комиссия Минтранса может рассмотреть вопрос об этом до конца 2022 года. Вокзалом управляет «Морской фасад», который сдавая эту территорию в аренду может финансировать свою деятельность на фоне отсутствия международных морских круизов в российскую Балтику. 
Морской грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ на Морском вокзале может быть исключен из границ Большого порта Санкт-Петербурга, сообщил «ПортНьюс» вице-губернатор города Кирилл Поляков, курирующий транспортную отрасль. По словам собеседников «ПортНьюс», это позволит Смольному эффективнее использовать территорию, доступ к которой сейчас ограничен из-за официального статуса пункта пропуска. Правительство Санкт-Петербурга, которому принадлежит АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» (управляет Морским вокзалом), может организовать на территории здания и набережной общественное пространство. Комиссия Минтранса РФ по вопросу о пункте пропуска может состояться 20 декабря, сообщил «ПортНьюс» генеральный директор «Морского фасада» Вадим Каширин. В Минтрансе информацию не прокомментировали. 
В пресс-службе администрации губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова уточнили, что в числе приоритетных направлений дальнейшего развития Морского вокзала – проведение капитального ремонта здания вокзала и капитального ремонта причалов, также рассматривается возможность формирования общественно-деловой зоны на территории имущественного комплекса Морского вокзала с платным парковочным пространством и строительство яхтенной марины для организации яхт-клуба. При этом город предусматривает возможность оперативного возобновления работы Морского вокзала по приему международных морских паромных и круизных судов. 

Строительство АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» велось в рамках ГЧП с 2005 года. В 2020 году имущественный комплекс Морского вокзала, который находится по соседству с культурным пространством Севкабель порт, был передан в уставной капитал «Морского фасада». Рекорд по приему пассажиров на круизных лайнерах (265 ед.) был поставлен в 2019 году, тогда в порт прибыло более 643 тыс. человек. Крупнейшей работающей в порту крутизной компанией стала Carnival Corporation, судозаходы также осуществляли Royal Caribbean, MSC Cruises и Norweigian Cruise. Морской вокзал до 2020 года принимал судно «Принцесса Анастасия» компании Moby SPL (по данным СМИ, позже использовалось в качестве госпиталя Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) НОВАТЭКа в Мурманской области). После начала в 2020 году пандемии коронавируса круизное сообщение в мире было ограничено. В 2022 году после начала специальной военной операции России на Украине круизные операторы временно приостановили судозаходы в Россию.  
Основу круизного флота в мире составляют суда ЕС и США. По словам Вадима Каширина, судозаходы иностранных компаний на «Морской фасад» вплоть до 2024-2025 года не запланированы. Прием морских круизов в 2022 году возобновил АО «Морской порт Сочи» (маршруты в Турцию осуществляет судно Astoria Grande), терминалы во Владивостоке и Петропавловске-Камчатском пока не действуют. 
Учитывая то, что инфраструктура «Морского фасада» используется не на полную мощность с 2020 года, решение использовать часть территории для сдачи в аренду оправдано, полагают собеседники «ПортНьюс». Общие инвестиции в создание «Морского фасада» оцениваются в 31 млрд руб., из них 23 млрд руб. – частные средства, а 7,9 млрд руб. – вложения города. 
Как сообщал «ПортНьюс» ранее https://portnews.ru/comments/3143/, если навигация все же не будет открыта, то региональные власти будут вынуждены субсидировать деятельность компании, которая ранее осуществляли деятельность по содержанию и обслуживанию инфраструктуры за счет собственных средств. Для сравнения, в 2020 году выручка АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» сократилась почти в 10 раз — до 111 млн руб., чистый убыток составил 367 млн руб. В 2021 году выручка выросла до 189,2 млн руб., чистый убыток составил 248,2 млн руб. 

Фото «Морской фасад» / Церемония открытия навигации в 2019 году

Правительство Санкт-Петербурга инициировало исключение морского пункта пропуска через государственную границу РФ на Морском вокзале, который находится на Васильевском острове. По данным «ПортНьюс», комиссия Минтранса может рассмотреть вопрос об этом до конца 2022 года. Вокзалом управляет «Морской фасад», который, сдавая эту территорию в аренду, может финансировать свою деятельность на фоне отсутствия международных морских круизов в российскую Балтику. 

Морской грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ на Морском вокзале может быть исключен из границ Большого порта Санкт-Петербурга, сообщил «ПортНьюс» вице-губернатор города Кирилл Поляков, курирующий транспортную отрасль. По словам собеседников «ПортНьюс», это позволит Смольному эффективнее использовать территорию, доступ к которой сейчас ограничен из-за официального статуса пункта пропуска. Правительство Санкт-Петербурга, которому принадлежит АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» (управляет Морским вокзалом), может организовать на территории здания и набережной общественное пространство. Комиссия Минтранса РФ по вопросу о пункте пропуска может состояться 20 декабря, сообщил «ПортНьюс» генеральный директор «Морского фасада» Вадим Каширин. В Минтрансе информацию не прокомментировали. 

Фото ФГУП «Росморпорт» / Здание Морского вокзала

В пресс-службе администрации губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова уточнили, что в числе приоритетных направлений дальнейшего развития Морского вокзала – проведение капитального ремонта здания вокзала и капитального ремонта причалов, также рассматривается возможность формирования общественно-деловой зоны на территории имущественного комплекса Морского вокзала с платным парковочным пространством и строительство яхтенной марины для организации яхт-клуба. При этом город предусматривает возможность оперативного возобновления работы Морского вокзала по приему международных морских паромных и круизных судов.

Строительство АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» велось в рамках ГЧП с 2005 года. В 2020 году имущественный комплекс Морского вокзала, который находится по соседству с культурным пространством «Севкабель Порт», был передан в уставный капитал «Морского фасада». 

Рекорд по приему пассажиров на круизных лайнерах (265 ед.) был поставлен в 2019 году, тогда в порт прибыло более 643 тыс. человек. Крупнейшей работающей в порту круизной компанией стала Carnival Corporation, судозаходы также осуществляли Royal Caribbean, MSC Cruises и Norweigian Cruise. Морской вокзал до 2020 года принимал судно «Принцесса Анастасия» компании Moby SPL (по данным СМИ, позже использовалось в качестве госпиталя Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) НОВАТЭКа в Мурманской области). После начала в 2020 году пандемии коронавируса круизное сообщение в мире было ограничено. В 2022 году после начала специальной военной операции России на Украине круизные операторы временно приостановили судозаходы в Россию.  

Основу круизного флота в мире составляют суда ЕС и США. По словам Вадима Каширина, судозаходы иностранных компаний на «Морской фасад» вплоть до 2024-2025 года не запланированы. Прием морских круизов в 2022 году возобновил АО «Морской порт Сочи» (маршруты в Турцию осуществляет судно Astoria Grande), терминалы во Владивостоке и Петропавловске-Камчатском пока не действуют. 

Учитывая то, что инфраструктура «Морского фасада» используется не на полную мощность с 2020 года, решение использовать часть территории для сдачи в аренду оправдано, полагают собеседники «ПортНьюс». Общие инвестиции в создание «Морского фасада» оцениваются в 31 млрд руб., из них 23 млрд руб. – частные средства, а 7,9 млрд руб. – вложения города. 

Как сообщал «ПортНьюс» ранее, если навигация все же не будет открыта, то региональные власти будут вынуждены субсидировать деятельность компании, которая ранее осуществляла деятельность по содержанию и обслуживанию инфраструктуры за счет собственных средств. Для сравнения, в 2020 году выручка АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» сократилась почти в 10 раз — до 111 млн руб., чистый убыток составил 367 млн руб. В 2021 году выручка выросла до 189,2 млн руб., чистый убыток составил 248,2 млн руб.

Среди вариантов использования Морского вокзала обсуждалась реконструкция под гостиницу. Об интересе ранее заявлял оператор «Азимут Хотелс Компани». По словам источников издания, снятие ограничений на доступу к набережной Морского вокзала и на территорию здания может привлечь заведения общепита, розничные компании, культурные и досуговые центры. Один из собеседников полагает, что городское пространство вокзала может быть продолжением прогулочной зоны Севкабель порта. Источники в Смольном подчеркивают, что аренда и комплексное развитие территории будет выставлено на конкурс.
Эксперт транспортного развития территорий Лаборатории градопланирования Илья Резников считает, что функционирование  Морского вокзала в качестве морского пассажирского терминала, после ввода в эксплуатацию пассажирского порта «Морской фасад» на намывных территориях было неоправданно. «При росте интенсивности судоходства комплекс бы пригодился, но в сложившейся обстановке, даже мощности нового морского порта явно избыточны. Строго говоря, сейчас вообще не очень понятно, когда они потребуются в полном объеме, так как не ясно, когда иностранные круизные суда из смогут возобновить заходы», — говорит он.
 
По словам эксперта, использование Морского вокзала в качестве общественного пространства  – более логичное решение, чем застройка места, например, жилыми или коммерческими зданиями. Вместе с этим, он подчеркивает, что важно сохранить причальную инфраструктуру. «Создание причалов – это дорогое мероприятие; к тому же причал невозможно построить в любом месте. Да, сейчас непонятно, когда причалы здесь потребуются, но будет лучше, чтобы сохранялась сама техническая возможность принимать здесь суда в будущем», — поясняет эксперт. Одним из решений, по его словам, могло бы быть перенаправление на Морской вокзал части речных круизных судов, прибывающих в Петербург со стороны Ладожского озера. Однако проводка речных теплоходов через Петербург возможна только ночью во время разводки мостов, поэтому количество судов будет ограниченно, признает он. 

Среди вариантов использования Морского вокзала обсуждалась реконструкция под гостиницу. Об интересе ранее заявлял оператор «Азимут Хотелс Компани». По словам источников издания, снятие ограничений на доступ к набережной Морского вокзала и на территорию здания может привлечь заведения общепита, розничные компании, культурные и досуговые центры. Один из собеседников полагает, что городское пространство вокзала может быть продолжением прогулочной зоны «Севкабель Порта». Источники в Смольном подчеркивают, что аренда и комплексное развитие территории будет выставлено на конкурс.

Фото с сайта «Севкабель Порт»

Эксперт транспортного развития территорий Лаборатории градопланирования Илья Резников считает, что функционирование Морского вокзала в качестве морского пассажирского терминала после ввода в эксплуатацию пассажирского порта «Морской фасад» на намывных территориях было неоправданно. «При росте интенсивности судоходства комплекс бы пригодился, но в сложившейся обстановке даже мощности нового морского порта явно избыточны. Строго говоря, сейчас вообще не очень понятно, когда они потребуются в полном объеме, так как не ясно, когда иностранные круизные суда смогут возобновить заходы», — говорит он.
 

По словам Ильи Резникова, использование Морского вокзала в качестве общественного пространства  – более логичное решение, чем застройка места жилыми или коммерческими зданиями. Вместе с этим он подчеркивает, что важно сохранить причальную инфраструктуру. «Создание причалов – это дорогое мероприятие, к тому же причал невозможно построить в любом месте. Да, сейчас непонятно, когда причалы здесь потребуются, но будет лучше, чтобы сохранялась сама техническая возможность принимать здесь суда в будущем», — поясняет эксперт. Одним из решений, по его словам, могло бы быть перенаправление на Морской вокзал части речных круизных судов, прибывающих в Петербург со стороны Ладожского озера. Однако проводка речных теплоходов через Петербург возможна только ночью во время разводки мостов, поэтому количество судов будет ограниченно, признает он.  

Автор

Яна Войцеховская

editor@portnews.ru