• 9 марта 2022

    Волнующее положение

    Участники отрасли морских круизов, которые приостановлены для иностранных
    туристов два года назад с началом пандемии коронавируса, рискуют провести еще одну
    навигацию с ограничениями. Власти ситуацию игнорируют, а отраслевые ассоциации
    настаивают на открытии морских пунктов пропуска через границу, как это уже
    сделано для автомобильного, железнодорожного и авиатранспорта.
    Обслуживание круизных судов и пассажирских паромов в морских портах фактически
    прекращено из-за запрета на въезд иностранцев, который правительство ввело на фоне
    пандемии 16 марта 2020 года (распоряжение № 635-р). Участники рынка отмечают, что
    запрет приводит к существенной потере доходов соответствующих пассажирских
    терминалов, увеличению сроков окупаемости инвестиций, произведенных ранее в их
    реконструкцию и модернизацию.
    В оперативном штабе по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной
    инфекции «ПортНьюс» не ответили на вопрос о том, рассматривает ли правительство РФ
    ослабление ограничений, связанных с запретом судозаходов для иностранных туристов на
    морских пунктах пропуска через границу РФ.
    Крупнейшие в России морские пассажирские порты и терминалы расположены в Санкт-
    Петербурге, Сочи, Владивостоке и Петропавловске-Камчатском, их операторами являются
    АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад», АО «Морской порт Сочи»,
    ООО «Владивостокский морской терминал» и ФГУП « Росморпорт ». Компании с 2020 года
    вынуждены полностью прекратить деятельность, связанную с обслуживанием пассажиров
    круизных судов.

    Большинство участников отрасли морских круизов, которые приостановлены для иностранных туристов два года назад с началом пандемии коронавируса, рискуют провести еще одну навигацию с ограничениями. Впрочем, на фоне закрытия прямого авиасообщения с большинством стран Европы, туристический спрос, вероятно, вырастет на направлении в Турцию и Египет. Весной 2022 года международное круизное сообщение в Сочи, одной из первых в России, планирует возобновить СК «Аквилон». 

    Обслуживание круизных судов и пассажирских паромов в морских портах прекращено из-за запрета на въезд иностранцев, который правительство ввело на фоне пандемии 16 марта 2020 года (распоряжение № 635-р). Участники рынка отмечают, что запрет привел к существенной потере доходов соответствующих пассажирских терминалов, увеличению сроков окупаемости инвестиций, произведенных ранее в их реконструкцию и модернизацию. 

    Крупнейшие в России морские пассажирские порты и терминалы расположены в Санкт-Петербурге, Сочи, Владивостоке и Петропавловске-Камчатском, их операторами являются АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад», АО «Морской порт Сочи»,ООО «Владивостокский морской терминал» и ФГУП « Росморпорт ». Компании с 2020 года вынуждены полностью прекратить деятельность, связанную с обслуживанием пассажировкруизных судов. Учитывая сохраняющиеся ограничения в связи с распространением коронавируса и начало военной операции на Украине, операторы пассажирских портов, вероятно, не смогут восстановить деятельность в межудународном сообщении. 

    отраслевые ассоциации
    настаивают на открытии морских пунктов пропуска через границу, как это уже
    сделано для автомобильного, железнодорожного и авиатранспорта.

    О том, что распоряжение правительства РФ в части морских круизов должно быть пересмотрено, не раз заявляла Ассоциация морских торговых портов (АСОП). В последний раз — в начале февраля 2022 года. Основной аргумент отраслевых ассоциаций был в том, что границы открыты для автомобильного, железнодорожного и авиатранспорта, что создает неконкурентное преимущество. 

    «Работа специализированных пассажирских терминалов в России до сих пор полностью
    приостановлена. Требуется принятие мер по субсидированию деятельности компаний, по
    аналогии с авиапредприятиями. К сожалению, этот вопрос до сих пор не решен. Второй год
    подряд стоит крупнейший в России пассажирский порт «Морской фасад» в Санкт-
    Петербурге, а также терминалы в порту Сочи, Владивосток, Петропавловск-Камчатский. В
    строительство этой инфраструктуры, в том числе грузовые пункты пропуска, вложены
    колоссальные госсредства, но с 2020 года компании не могут начать работу. На
    государственном уровне ограничена возможность приема иностранных туристов только в
    морских пунктах пропуска. Хотя въезды через железнодорожные, автомобильные и
    авиационные пункты открыты. По непонятным причинам, по крайней мере с точки зрения
    портовиков, ограничения сохраняются для морских пунктов пропуска. Мы полагаем, что
    этот вопрос требует пересмотра», — сообщил «ПортНьюс» исполнительный директор АСОП
    Серик Жусупов.

    «Работа специализированных пассажирских терминалов в России полностью приостановлена. Требуется принятие мер по субсидированию деятельности компаний, по аналогии с авиапредприятиями. К сожалению, этот вопрос до сих пор не решен. Второй год подряд стоит крупнейший в России пассажирский порт «Морской фасад» в Санкт-Петербурге, а также терминалы в порту Сочи, Владивосток, Петропавловск-Камчатский. В строительство этой инфраструктуры, в том числе грузовые пункты пропуска, вложены колоссальные госсредства, но с 2020 года компании не могут начать работу», — сообщил «ПортНьюс» исполнительный директор АСОП Серик Жусупов.

    Если навигация все же не будет открыта, то власти будут вынуждены субсидировать
    деятельность компаний, которые до 2022 года осуществляли деятельность по содержанию и
    обслуживанию инфраструктуры за счет собственных средств. Для сравнения, в 2019 году
    выручка АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» составила 1 млрд руб.,
    чистая прибыль — 266 млн руб., а уже в 2020 году выручка упала почти в 10 раз — до 111
    млн руб., чистый убыток составил 367 млн руб.

    Если навигация все же не будет открыта, то власти будут вынуждены субсидироватьдеятельность компаний, которые до 2022 года осуществляли деятельность по содержанию иобслуживанию инфраструктуры за счет собственных средств. Для сравнения, в 2019 годувыручка АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» составила 1 млрд руб.,чистая прибыль — 266 млн руб., а уже в 2020 году выручка упала почти в 10 раз — до 111млн руб., чистый убыток составил 367 млн руб.

    В навигацию 2022 года приступить к выполнению международных рейсов, вероятно, сможет
    только ООО СК «Аквилон» (оперирует лайнером Astoria Grande) из морского порта Сочи. На
    борт будут допущены вакцинированные россияне и дети до 18 лет (с наличием ПЦР тестов
    перед отправлением). Маршруты пока будут кольцевыми — без возможности принять
    дополнительных туристов в городах с судозаходами или купить только часть пути.
    В предстоящем навигационном сезоне, который планируется начать 2 апреля и завершить
    примерно в середине осени 2022 года, лайнер Astoria Grande (вместимость — более 1100
    пассажиров) выполнит 16 круизов по четырем маршрутам. Продолжительность морских
    путешествий составит от 11 до 15 ночей. Первый круиз отправится из Сочи в Турцию и
    Египет. Другие программы включают посещение Кипра, Израиля и Грузии.
    По словам директора по продукту, маркетингу и продажам Astoria Grande Игоря Глухова, на
    первый круиз пассажиры забронировали 200 мест. В планах компании расширение
    географии маршрутов на Карибский бассейн и пополнение флота в течение 3–5 лет для
    развития круизных линий из Сочи и освоения новых рынков в России, например Дальнего
    Востока.
    Как сообщили «ПортНьюс» в АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад»,
    управляющая компания ведет переговоры о возобновлении приема иностранных туристов на
    круизных пассажирских судах. Заход первого судна может состояться в апреле текущего
    года на набережную Лейтенанта Шмидта. «Это лайнер SH Vega компании V.Ships Leisure»,
    — добавили в пресс-службе «Морского фасада».

    Приступить к выполнению международных рейсов весной этого года, вероятно, сможет только ООО СК «Аквилон» (оперирует лайнером Astoria Grande) из морского порта Сочи. Маршруты пока будут кольцевыми — без возможности принять дополнительных туристов в городах с судозаходами или купить только часть пути. В предстоящем навигационном сезоне лайнер (вместимость — более 1100 пассажиров) планировал выполнить 16 круизов по маршрутам в Турцию, Египет, Кипр, Израиль и Грузию. 

    В АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» сообщили, что управляющая компания вела переговоры о возобновлении приема иностранных туристов на круизных пассажирских судах, а заход первого лайнера SH Vega компании V.Ships Leisure мог состояться в апреле 2022 года. 

    Информация о возобновлении судозаходов в порты Дальнего Востока на середину февраля
    2022 года не подтверждалась.

    Информация о возобновлении судозаходов в порты Дальнего Востока на середину февраля 2022 года не подтверждалась.

    в
    общем объеме круизного рынка в мире доля России составляет менее 2%.

    В общем объеме круизного рынка в мире доля России составляет менее 2% или около 500 тыс. человек. 

    О приостановке морских круизов в российских портах, дальнейшем развитии отрасли и финансовых последствиях для операторов читайте в первом номере журнала «ПортНьюс» 1(41) в 2022 году >>>> 

Автор

Яна Войцеховская

editor@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен