
- Главная
- Актуальные темы
- Твердые основания жидкого газа: СПГ в судоходстве все более востребован
-
26 июля 2022
Твердые основания жидкого газа: СПГ в судоходстве все более востребован
Фото с сайта «Газпром нефти»
Несмотря на некоторый отход от декарбонизационной повестки в связи разворачивающимся в мире энергетическим кризисом и перестройкой мирового топливного рынка, СПГ в судоходстве не теряет своей актуальности и даже приобретает более важное значение. Россия обладает в этом сегменте уникальной ресурсной базой, которой она сможет выгодно воспользоваться.
Количество бункеровщиков сжиженным природным газом (СПГ) в мире продолжает расти. Как следует из отчета Международного газового союза, их общее количество достигло 30 единиц, заказано строительство еще 16 единиц. Флот бункеровщиков СПГ вырос на девять судов в 2021 году и на два судна за первые четыре месяца 2022 года. Размер этих судов со временем увеличивается: средняя вместимость действующего бункеровочного СПГ-флота составляет 7200 куб. м, в то время как средняя вместимость судов в постройке ‒ 9200 куб. м. Это говорит о том, что бункеровочные компании готовятся к обслуживанию более крупнотоннажных судов на СПГ и к росту объемов продаж.
«Поскольку мировой судоходный флот переходит на СПГ для обезуглероживания и соблюдения более строгих экологических норм, спрос на бункеровку СПГ, как и предложение, растет», ‒ говорится в отчете Международного газового союза.
Сейчас в терминалах и портах по всему миру насчитывается 84 бункеровочных комплекса для СПГ: 49 в Европе, 24 в Азии, шесть в Северной Америке, четыре в Австралии и один в Южной Америке. Растут и глобальные производственные мощности СПГ: в 2021 году они достигли 459,9 млн тонн в год.«Газ и возобновляемые источники энергии станут двумя основными столпами декарбонизации, ‒ уверен генеральный секретарь Международного газового союза Милтон Кателин. ‒ СПГ играет важнейшую роль в обеспечении глобальной энергетической безопасности и экономической стабильности, и эта роль никогда не была так велика, как сейчас».
Как, в свою очередь, отметила французская группа GTT, специализирующаяся на технологиях хранения СПГ, «кризис только подчеркивает важность морской транспортировки СПГ».
Действительно, несмотря на резкий рост стоимости газа на мировом рынке, в ближайшие годы ожидается рост количества терминалов для приема СПГ в Европе, что связано с ее политикой поэтапного отказа от трубопроводного газа из России. Это, в свою очередь, может подстегнуть и развитие судоходства на СПГ, так как соответствующая инфраструктура в портах будет создаваться ускоренными темпами, а от декарбонизации морского транспорта никто не отказывался. Как следствие, рост количества судов, использующих газомоторное топливо, будет возрастать, соответственно, спрос на СПГ-терминалы и специализированные бункеровщики также вырастет на основных торговых маршрутах по всему миру.
На мировом рынке СПГ-судов уже сейчас появляются новые игроки. Так Иран заявил о намерении построить первый танкер на СПГ типа Aframax вместимостью 113 тыс. тонн.
При всем этом Россия продолжает играть важную роль в развитии судоходства на СПГ, которая на фоне разворачивающегося энергетического кризиса в мире может даже усилиться, поскольку страна располагает огромной ресурсной базой. Отметим, что в настоящее время паром «Маршал Рокоссовский», способный ходить на СПГ, используется на таком критически важном направлении, как Калининградская область. В этом году его дополнит второй аналогичный паром «Генерал Черняховский».
Паром «Маршал Рокоссовский», фото ФГУП «Росморпорт» Важную роль СПГ будет играть и на маршрутах Северного морского пути, поскольку использование нефтепродуктов в Арктике чревато серьезными негативными экологическими последствиями в случае аварийных нефтеразливов.
Более того, одна из крупнейших в мире танкерных компаний, российский «Совкомфлот», на протяжении последних нескольких лет активно внедрял СПГ в качестве судового топлива для своего флота. Как рассказал журналистам в ходе последнего Петербургского международного экономического форума генеральный директор компании Игорь Тонковидов, компания продолжает быть драйвером «зеленого» судоходства, а 20 судов, строящихся на СК «Звезда», будут эксплуатироваться на СПГ. При этом сроки сдачи первого судна на СК «Звезда» пока сохраняются – сентябрь 2022 года.
Развивается и соответствующая инфраструктура. Так, ООО «Газпромнефть Марин Бункер» уже построен первый бункеровщик СПГ «Дмитрий Менделеев», о его работе представители бункеровочной компании подробно рассказывали в ходе V конференции «СПГ-флот, СПГ-бункеровка и другие альтернативы», которую медиа-группа «ПортНьюс» провела 27 октября 2021 года.
Судостроительная корпорация «Ак Барс» (Республика Татарстан) планирует в сентябре 2022 года завершить работы по проектированию нового судна-бункеровщика СПГ для ООО «Газпром СПГ Технологии». Первое судно-бункеровщик СПГ предприятие планирует построить в 2023 году. Количество судов в серии пока не определено.
О перспективах развития СПГ-судоходства, как и судоходства на других альтернативных видах топлива, будем подробно говорить с экспертами и ведущими участниками рынка в ходе VI конференции «СПГ-флот, СПГ-бункеровка и другие альтернативы», которую медиа-группа «ПортНьюс» проведет в Москве 2 ноября 2022 года. Программа конференции формируется, принимаем предложения и рекомендации.
Автор

Виталий Чернов
news@portnews.ru
-
17 августа 2022
https://tass.ru
МИД РФ заявил, что товарооборот России и Китая в 2022 году растет колоссальными темпами
В 2021 году он составил порядка $140 млрд, отметил директор департамента экономического сотрудничества ведомства Дмитрий Биричевский.МИД РФ заявил, что товарооборот России и Китая в 2022 году растет колоссальными темпами
-
16 августа 2022
https://www.bfm.ru
Железнодорожный транзит в Калининград может прекратиться с сентября
Единственный банк Литвы, обслуживающий платежи за перевозку товаров по литовскому отрезку, приостановил операции в рублях. Железнодорожный транзит в Калининград может прекратиться с сентября
-
15 августа 2022
https://www.rbc.ru
Группа «Дело» заинтересовалась покупкой пароходства на Сахалине
Группа «Дело» Сергея Шишкарева стала претендентом на Сахалинское морское пароходство.Группа «Дело» заинтересовалась покупкой пароходства на Сахалине
-
12 августа 2022
https://www.rbc.ru
Эксперты объяснили резкое снижение доходов бюджета вне нефти и газа
Одной из причин снижения ненефтегазовых доходов может быть нарушение логистических цепочек...Эксперты объяснили резкое снижение доходов бюджета вне нефти и газа
-
11 августа 2022
https://rg.ru
Daily Mail: Европу ожидает самая сильная засуха за 500 лет из-за пересохшего Рейна
Затраты на перевозку грузов по реке в этом году уже выросли в пять раз, поскольку баржи ограничивают свою способность оставаться на плаву.Daily Mail: Европу ожидает самая сильная засуха за 500 лет из-за пересохшего Рейна
-
10 августа 2022
https://www.finam.ru
Крупные энергетические компании несут убытки из-за нехватки СПГ в мире - СМИ
Средняя партия сырья на спотовом рынке может стоить около $100 млн...Крупные энергетические компании несут убытки из-за нехватки СПГ в мире - СМИ