• 14 июля 2022

    Делайте ставки: перипетии на рынке фрахта

    Супертанкер AbQaiq. Источник фото: Wikipedia


    Ставки фрахта, как и цены на бункерное топливо, в последнее время меняются резко и разнонаправленно. Так, цены на фрахт танкеров VLCC для перевозок сырой нефти достигли рекордных отрицательных значений, в Сингапуре впервые на длительном промежутке времени дорожало VLSFO с одновременным удешевлением HSFO, а спотовые ставки на контейнерные перевозки оказались ниже ставок по долгосрочным контрактам. На этом фоне в России готовят меры по субсидированию приобретения и фрахта судов.

    В настоящее время главные факторы неопределенности для мировой торговли: это геополитика и продолжающаяся пандемия. Первая приводит к глобальному изменению логистических схем, вторая – к непредсказуемым локдаунам с закрытием крупнейших мировых портов, таких как Шанхай,  а также промышленных предприятий.

    Контейнеровозы

    В контейнерном сегменте такая неопределенность уже привела к тому, что спотовые ставки фрахта оказались ниже долгосрочных. Так, по данным аналитического агентства Xeneta, ставки фрахта по долгосрочным контрактам на морскую перевозку контейнеров в мире выросли на 10% в июне 2022 года.

    Фото MOL

    По мнению главы Xeneta Патрика Берглунда, падение спотовых ставок при росте контрактных может все больше склонять грузоотправителей к отказу от традиционных долгосрочных договоров. Ситуация усугубляется надвигающимися забастовками в портах (в Европе и, возможно, в США), которые могут еще больше подорвать надежность отправок, только что оправившихся от недавних перегрузок и сбоев, вызванных COVID. Кроме того, США подписали закон о реформе морского судоходства, призванный помешать судоходным компаниям спекулировать ценами, а рост инфляции может повлиять на потребительский спрос и замедлить экономическую активность.

    «Перевозчики делали все «по-своему» в течение последних 18 месяцев или около того, - комментирует Берглунд, - но будут ли они теперь изучать этот широкий спектр факторов с некоторой обеспокоенностью?... Мы уже видели, как некоторые грузовладельцы стремятся дистанцироваться от традиционных перевозчиков и, например, зафрахтовать свои собственные суда и вы должны спросить, что будет дальше? Будут ли грузоотправители продолжать платить заоблачные контрактные ставки в атмосфере снижения спроса, инфляции, геополитической неопределенности, сбоев и сохраняющейся угрозы ограничений COVID?».

    Действительно, в последнее время ставки контейнерного фрахта стагнировали: индекс контейнерного фрахта Китая с начала года сократился с примерно 5800 пунктов до 5000. Учитывая энергетический кризис, охвативший Европу и новые всплески заболеваниям COVID, китайские локдауны и продолжающийся геополитический конфликт, спрос на перевозку контейнеров может и правда снизиться. При этом ряд грузоотправителей уже обзаводятся собственным флотом и эта тенденция может привести к долгосрочным последствиям для линейных операторов.

    Танкеры

    Ставки фрахта на танкеры типоразмера VLCC падали до рекордных отрицательных значений в -$16 тыс. (а в моменте и до -$19 тыс.) в сутки, что означало, что компании были вынуждены работать себе в убыток, рассчитывая на улучшение ситуации.  В июне ставки немного подросли, однако продолжают оставаться в отрицательной зоне, примерно на уровне -$7 тыс. в сутки.

    График MOL

    Тем не менее, для операторов танкерного флота есть и хорошие новости. Так, по мнению аналитиков Xclusiv, в настоящее время сформировались предпосылки для роста в танкерном сегменте. Они связаны с возникновением новых торговых путей на фоне санкций: российская нефть уходит в Азию, в то время как ближневосточная и африканская – в страны Запада. Эти сдвиги создают дополнительный спрос на танкеры и удлиняет маршруты поставок, что значительно поддерживает морские танкерные перевозки.

    «Владельцы танкеров Suezmax и Aframax увидели, что их доходы в последние недели пошли по восходящей траектории, чему сильно способствовала перекройка маршрутов, которая по-прежнему остается основным источником европейской энергетической деэскалации и пока цена снижалась, российские баррели продолжали привлекать азиатских покупателей. Спрос на VLCC, похоже, еще не преодолел негативную волну, но на прошлой неделе уровни показывают рост, хотя большая часть поддержки исходит от снижения цен на бункерное топливо. Мы по-прежнему ожидаем, что оживление китайского спроса приведет к новым запросам VLCC в ближайшие недели», - говорится в аналитическом обзоре Intermodal.

    Балкеры

    В настоящее время ставки фрахта на балкеры находятся на средних за последние два года значениях. Начиная с мая ставки плавно снижались на фоне отсутствия высокого спроса как в Атлантическом, так и в Тихоокеанском бассейнах. Индекс BDI на конец июня 2022 года составил 2389 ед.

    График MOL

    Тем не мене, на фоне ситуации вокруг Украины и сбоев в поставках зерна и удобрений в мире растет их стоимость и должен будет расти спрос на их перевозки. Особенно если учесть, что Россия обещает экспортировать в этом сезоне значительные объемы зерновых, а ситуация с вывозом украинского зерна решается путем переговоров.

    Бункерное топливо

    На фоне подорожания нефти, дорожает и бункерное топливо. Впрочем, и здесь не обходится без «аномальных» ценовых колебаниях. Так, в Сингапуре, крупнейшем азиатском бункерном хабе, впервые на продолжительном отрезке времени цены на VLSFO и HSFO менялись разнонаправленно. Так, если цена за тонну VLSFO в порту с марта 2022 года выросла с примерно $800 до $1100, то за тонну HSFO, напротив, упала примерно с $750 до $600. Спред между ними достиг рекордного показателя в $500 на тонну. Возможно, это отчасти связано с ситуацией на рынке нефтепереработки и теми самыми изменениями в направлениях поставок ближневосточной и российской нефти.

    График MOL

    Как бы то ни было, но в обозримой перспективе, с учетом ситуации на мировом рынке нефти, ожидать существенного снижения цен на топливо не приходится.

    А что в России?

    Между тем, Россия остро нуждается в привлечении дополнительного флота, особенно в балкерном, но также и в контейнерном сегменте в Дальневосточном бассейне. Между тем, по данным FESCO, стоимость приобретения судов выросла в 6-7 раз в 2022 году. Уход западных контейнерных линий из России также диктует необходимость пополнения контейнерного парка.

    На этом фоне министерством транспорта было подготовлено постановление правительства России о субсидировании приобретения судов и контейнеров, а также фрахта. В соответствии с опубликованным проектом, речь идет об обеспечении льготной ставки кредита на уровне 4% при фактической в 13%.

    Впрочем, в проекте постановления пока имеются неясные места. Так, в нем не определены параметры сделки (наличие или отсутствие аванса, учитывается ли сезонность и т.д.). Субсидии предполагается предоставлять в пределах бюджетных лимитов, а это означает, что их на всех желающих может не хватить и т.д.

    Тем не менее, отраден уже сам факт подготовки такой меры господдержки.

    Кроме того, в России собираются начать строить крупнотоннажные балкерные суда, которые ранее приобретались, в основном, в Южной Корее и Китае. Так, Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) планирует построить балкер грузоподъемностью 80 тыс. тонн для отечественного заказчика. Впрочем, имеются сложности с поставками судового комплектующего оборудования.

Автор

Виталий Чернов

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен