Доля российской нефти, экспортируемой в западные страны или страны, ориентированные на Запад, снижается с 2015 года. В то же время страны БРИКС увеличивают закупки российских энергоносителей. Более того, Россия, предлагая свою нефть со значительной скидкой, может еще нарастить поставки нефти в Индию и Китай, а светлых нефтепродуктов — в Бразилию и ЮАР, полагают эксперты судового брокера Gibson. Новые маршруты активизируют судоходство.
В период с января 2015 года по май 2022 года потоки экспорта российской нефти в страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) увеличились с 165 тыс. барр. в сутки до 2,250 млн барр. в сутки, то есть с 4,5% до 44% от общего объема российского экспорта. За тот же период экспорт нефти из стран, не входящих в БРИКС, сократился с 3,55 млн барр. в сутки до 2,875 млн барр. в сутки, увеличившись с 95,5% до 56% экспорта российской нефти, приводят данные в Kpler.
Российская нефть и нефтепродукты сейчас предлагаются со значительной скидкой, что является привлекательным предложением в то время, когда цены на нефть уверенно превышают $100 за баррель, а риски инфляции определяют политику, говорится в отчете Gibson. В свою очередь, подчеркивают аналитики, значение БРИКС для России правительство РФ стремится увеличить: растет импорт промышленных товаров, чтобы заменить западные бренды, покинувшие страну.
В Gibson полагают, что существенные дополнительные объемы поставок из России могут нарастить Индия и Китай, учитывая, что эти страны в целом проводят политику, альтернативную политике Запада, когда речь идет об энергетической безопасности и России. В то же время Бразилия и ЮАР не станут значимыми покупателями российской нефти, но могут нарастить закупки светлых нефтепродуктов.
В период с января 2015 года по май 2022 года потоки экспорта российской нефти в страны БРИКС увеличились с 4,5% до 44% от общего объема российского экспорта
До февраля 2022 года рост торговли сырой нефтью между Россией и БРИКС в основном был обусловлен устойчивым ростом китайского импорта, считают эксперты. Дальнейшие значительные изменения произошли после 24 февраля. Закупки Индии с марта 2022 года выросли в разы, так как Urals торговалась со скидкой до $40 за баррель по отношению к Brent. Индия перешла от импорта 58 тыс. барр. в сутки в начале 2022 года до 987 тыс. барр. в сутки к маю, отмечается в отчете. Китай увеличил свой импорт с 896 тыс. барр. в сутки в январе до 1,265 млн барр. в сутки в мае. Что касается торговли светлыми нефтепродуктами, в настоящее время в страны БРИКС поступает относительно небольшое количество российской продукции: большая часть направляется в европейские страны, которые, впрочем, намерены прекратить импорт из России. Это, вероятно, приведет к увеличению объемов торговли светлыми нефтепродуктами между Россией и БРИКС, полагают брокеры.
В 2022 году Бразилия импортировала примерно 23 тыс. барр. в день российского CPP (Clean Petroleum Product — прим. ред.), в то время как Южная Африка не импортировала ни одного. Более высокие потоки CPP из России в Бразилию и ЮАР могут вытеснить ближневосточные и индийские объемы нефтепродуктов, которые в свою очередь, вероятно, будут перенаправлены на более длинные расстояния в Азию и Европу. Таким образом, это частично компенсирует потерю российской продукции в Европе. Аналогичным образом, более высокие объемы CPP из России в Латинскую Америку могут вытеснить объемы USG (танкерные перевозки в United States Gulf, Мексиканский залив — прим. ред.), которые могут быть перенаправлены в Европу, отмечается в отчете. По мере того, как Индия и Китай увеличивают импорт российской нефти, это сократит объем импорта конкурирующих сортов сырой нефти и нефтепродуктов из таких регионов, как Ближний Восток, WAF (West Africa — прим. ред.), USG и Южная Америка. В свою очередь, это обеспечит больше потенциальных поставок в Европу и другие страны, стремящиеся заменить российский импорт. Это повысит рейсообороты морских танкеров, что, в свою очередь, поддержит фрахтовые ставки.
Летом Россия может увеличить добычу в соответствии со своей квотой в рамках ОПЕК+ (11 млн барр. в сутки), что пока не удается сделать из-за проблем с экспортом после начала военной спецоперации на Украине, сообщал ранее вице-премьер России Александр Новак. В июне РФ добывала 9,9 млн барр. в сутки, тогда как в феврале, до начала специальной военной операции и последовавших за этим санкций — 10,2 млн барр. в сутки, а в марте-апреле добыча падала до 9 млн барр. в сутки.
«Комментарии Джанет Йеллен (глава Минфина США — прим. ред.) относительно предлагаемого плана разрешить российский экспорт на Запад по ограниченной цене могут обеспечить потолок для перемещения российских потоков с Запада на Восток, но политическое намерение российского руководства может отдать приоритет индийскому и китайскому экспорту вместо экспорта в Европу и другие страны», — считают в Gibson.
Торговые данные показывают, что на рынке танкеров происходит структурный сдвиг в сторону менее эффективной торговли с более дальними перевозками, поэтому танкерным перевозкам придется смириться с этой новой политической и экономической реальностью, согласно которой торговля энергоресурсами с Россией будет продолжаться, несмотря на западные санкции, заключают эксперты.