
- Главная
- Актуальные темы
- Назло надменному соседу: зависимость России от иностранных портов снижается
-
1 февраля 2022
Назло надменному соседу: зависимость России от иностранных портов снижается
Терминал «Ультрамар», фото с сайта компании Доля российский внешнеторговых грузов, перегружаемых через порты Прибалтики, Финляндии и Украины, за 2021 год снизилась на 0,61%, составив 3,22%. Тем не менее, по некоторым видам грузов доля иностранцев даже подросла, а именно по зерну и металлам. Остается высокой зависимость по руде и минудобрениям, а перевалка угля через порты Финляндии даже выросла.
Доля российский внешнеторговых грузов, перегружаемых через порты Прибалтики, Финляндии и Украины, за 2021 год снизилась на 0,61%, составив 3,22% (данные структур Минтранса России, имеются в распоряжении «ПортНьюс»). Тем не менее, по некоторым видам грузов доля иностранцев даже подросла, а именно по зерну и металлам. Остается высокой зависимость по руде и минудобрениям: порядка трети от всех переваливаемых через морские порты объемов минудобрений и руды до сих пор идет через иностранные порты. Выросла перевалка угля через порты Финляндии.
Дефицит навалочных мощностей на Северо-Западе России пока остается «больным местом» российской портовой инфраструктуры. Несмотря на то, что доля иностранных портов в перевалке руды и минудобрений за 2021 год несколько снизилась, тем не менее, она остается крайне высокой (33,75% и 32,54% соответственно). Российская руда перегружалась, в основном, через порты Рига (Латвия), Клайпеда (Литва), Южный и Измаил (Украина). Российский минудобрения шли, в основном, через порты Рига (Латвия), Мууга и Силламяэ (Эстония).
Впрочем, в ушедшем году, процесс, что называется, пошел: России удалось перетянуть значительные объемы руды и минудобрений в свои порты, причем как за счет ввода новых балкерных мощностей, так и за счет эффективной работы существующих терминалов. Так, новый усть-лужский терминал «Ультрамар» смог перевалить почти 650 тыс. тонн руды и примерно 850 тыс. тонн минудобрений, перевалку руды нарастил другой терминал Усть-Луги - ООО «Новые коммунальные технологии», а в Санкт-Петербурге - «Морской порт Санкт-Петербург». По минудобрениям, помимо «Ультрамара», положительную динамику показывали «Балтийский балкерный терминал», «Петролеспорт», «Морской рыбный порт», «Порт Логистик» (Выборг). Все это привело к тому, что объем перевалки российской руды через порты сопредельных государств в совокупности снизился почти на 17%, а минудобрений примерно на 10%.
Впрочем, снижение объемов перевалки руды в иностранных портах (совокупно примерно на 2,7 млн тонн) в прошлом году нельзя объяснить одной лишь работой российских терминалов Балтийского бассейна (+925 тыс. тонн). На это также повлияла переориентация рудного экспорта на порты Дальнего Востока (+16%) на фоне общего снижения перевалки руды через порты (-10%) ввиду рыночной конъюнктуры.
Сложнее обстоит ситуация с перевалкой зерна: мощностей в Балтийском бассейне России по зерну катастрофически не хватает, а планировавшийся проект «Содружества Сои» в Ленинградской области (бухта Батарейная) был заморожен из-за протестов местного населения. В результате объем перевалки российского зерна через порты Прибалтики и Финляндии в 2021 году вырос на 14%, достигнув почти 3 млн тонн.
Некоторые терминалы бассейна, впрочем, планируют переориентировать часть своих мощностей на перевалку зерна. В частности, такие планы имеются у «Порта Высоцкий» в порту Высоцк, где предполагается отвести под эти цели два причала.Угольный терминал Тахколуото (Финляндия). Фото с сайта оператора терминала
RauanheimoЕсли говорить про уголь, то, хотя объем его перевалки через порты Прибалтики снизился, отмечается двукратный рост перегрузки российского угля через порты Финляндии на фоне снижения перевалки угля на крупнейших угольных терминалах Балтийского бассейна России.
О причинах финского угольного роста мы писали ранее: Финляндия в 2021 году ввела в эксплуатацию специализированный и автоматизированный угольный терминал в Тахколуото. Благодаря автоматизации процессов, на финском терминале было достигнуто значительное сокращение вагонооборота и оптимизация затрат.
В целом, развитие терминала «Ультрамар», ввод новых балкерных мощностей в порту Усть-Луга и в порту Приморск теоретически должен привести к полному покрытию дефицита балкерных мощностей в Балтийском бассейне России. При условии, что эти терминалы смогут предложить конкурентоспособные условия для грузоотправителей, поскольку на примере той же Финляндии видно, что соседи тоже не дремлют.
Автор

Виталий Чернов
news@portnews.ru
-
24 июня 2022
https://www.gazeta.ru
The Economic Times сообщила, что Индия в 50 раз нарастила закупки российской сырой нефти
Импорт сырья за последние три месяца впервые составляет 10% всей сырой нефти, закупаемой Нью-Дели за границей. The Economic Times сообщила, что Индия в 50 раз нарастила закупки российской сырой нефти
-
23 июня 2022
https://ria.ru
Власти Филиппин хотят запустить морской торговый путь во Владивосток
Филиппины работают над запуском морского торгового пути с острова Минданао во ВладивостокВласти Филиппин хотят запустить морской торговый путь во Владивосток
-
23 июня 2022
https://www.rbc.ru
Bloomberg узнал о «жестких предложениях» Катара для замены газа из России
По словам собеседников агентства, европейские страны сочли катарские предложения «слишком жесткими»Bloomberg узнал о «жестких предложениях» Катара для замены газа из России
-
22 июня 2022
https://www.dp.ru
Трудности перевоза: блокаду Калининграда прорвут через порты Петербурга
Обеспечивать товарами Калининград теперь будут не фуры и поезда, а контейнерные суда из БронкиТрудности перевоза: блокаду Калининграда прорвут через порты Петербурга
-
22 июня 2022
https://tass.ru
Калининградские власти переориентируют несанкционные грузы в течение нескольких недель
Губернатор Антон Алиханов также сообщил, что задержек по доставке грузов морем не будетКалининградские власти переориентируют несанкционные грузы в течение нескольких недель
-
20 июня 2022
https://tass.ru
Песков назвал беспрецедентной и незаконной транспортную «блокаду» Калининграда
По словам пресс-секретаря президента, ответные меры на «блокаду» будут выбраны после глубокого анализаПесков назвал беспрецедентной и незаконной транспортную «блокаду» Калининграда