• 1 февраля 2022

    Назло надменному соседу: зависимость России от иностранных портов снижается

    Терминал «Ультрамар», фото с сайта компании

    Доля российский внешнеторговых грузов, перегружаемых через порты Прибалтики, Финляндии и Украины, за 2021 год снизилась на 0,61%, составив 3,22%. Тем не менее, по некоторым видам грузов доля иностранцев даже подросла, а именно по зерну и металлам. Остается высокой зависимость по руде и минудобрениям, а перевалка угля через порты Финляндии даже выросла.

    Доля российский внешнеторговых грузов, перегружаемых через порты Прибалтики, Финляндии и Украины, за 2021 год снизилась на 0,61%, составив 3,22% (данные структур Минтранса России, имеются в распоряжении «ПортНьюс»). Тем не менее, по некоторым видам грузов доля иностранцев даже подросла, а именно по зерну и металлам. Остается высокой зависимость по руде и минудобрениям: порядка трети от всех переваливаемых через морские порты объемов минудобрений и руды до сих пор идет через иностранные порты. Выросла перевалка угля через порты Финляндии.

    Дефицит навалочных мощностей на Северо-Западе России пока остается «больным местом» российской портовой инфраструктуры. Несмотря на то, что доля иностранных портов в перевалке руды и минудобрений за 2021 год несколько снизилась, тем не менее, она остается крайне высокой (33,75% и 32,54% соответственно). Российская руда перегружалась, в основном, через порты Рига (Латвия), Клайпеда (Литва), Южный и Измаил (Украина). Российский минудобрения шли, в основном, через порты Рига (Латвия), Мууга и Силламяэ (Эстония).

    Впрочем, в ушедшем году, процесс, что называется, пошел: России удалось перетянуть значительные объемы руды и минудобрений в свои порты, причем как за счет ввода новых балкерных мощностей, так и за счет эффективной работы существующих терминалов. Так, новый усть-лужский терминал «Ультрамар» смог перевалить почти 650 тыс. тонн руды и примерно 850 тыс. тонн минудобрений, перевалку руды нарастил другой терминал Усть-Луги - ООО «Новые коммунальные технологии», а в Санкт-Петербурге - «Морской порт Санкт-Петербург». По минудобрениям, помимо «Ультрамара», положительную динамику показывали «Балтийский балкерный терминал», «Петролеспорт», «Морской рыбный порт», «Порт Логистик» (Выборг). Все это привело к тому, что объем перевалки российской руды через порты сопредельных государств в совокупности снизился почти на 17%, а минудобрений примерно на 10%.

    Впрочем, снижение объемов перевалки руды в иностранных портах (совокупно примерно на 2,7 млн тонн) в прошлом году нельзя объяснить одной лишь работой российских терминалов Балтийского бассейна (+925 тыс. тонн). На это также повлияла переориентация рудного экспорта на порты Дальнего Востока (+16%) на фоне общего снижения перевалки руды через порты (-10%) ввиду рыночной конъюнктуры.

    Сложнее обстоит ситуация с перевалкой зерна: мощностей в Балтийском бассейне России по зерну катастрофически не хватает, а планировавшийся проект «Содружества Сои» в Ленинградской области (бухта Батарейная) был заморожен из-за протестов местного населения. В результате объем перевалки российского зерна через порты Прибалтики и Финляндии в 2021 году вырос на 14%, достигнув почти 3 млн тонн.

    Некоторые терминалы бассейна, впрочем, планируют переориентировать часть своих мощностей на перевалку зерна. В частности, такие планы имеются у «Порта Высоцкий» в порту Высоцк, где предполагается отвести под эти цели два причала.

    Угольный терминал Тахколуото (Финляндия). Фото с сайта оператора терминала
    Rauanheimo

    Если говорить про уголь, то, хотя объем его перевалки через порты Прибалтики снизился, отмечается двукратный рост перегрузки российского угля через порты Финляндии на фоне снижения перевалки угля на крупнейших угольных терминалах Балтийского бассейна России.

    О причинах финского угольного роста мы писали ранее: Финляндия в 2021 году ввела в эксплуатацию специализированный и автоматизированный угольный терминал в Тахколуото. Благодаря автоматизации процессов, на финском терминале было достигнуто значительное сокращение вагонооборота и оптимизация затрат.

    В целом, развитие терминала «Ультрамар», ввод новых балкерных мощностей в порту Усть-Луга и в порту Приморск теоретически должен привести к полному покрытию дефицита балкерных мощностей в Балтийском бассейне России. При условии, что эти терминалы смогут предложить конкурентоспособные условия для грузоотправителей, поскольку на примере той же Финляндии видно, что соседи тоже не дремлют.

Автор

Виталий Чернов

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен