Хотя по итогам 9 месяцев 2021 года грузооборот портов России вырос почти на 2%, объем перевалки российских внешнеторговых грузов через порты государств Прибалтики и Финляндию сократился. Тем не менее, Россия увеличила загрузку иностранных терминалов нефтепродуктами, углем, зерном и черными металлами.
По итогам 9 месяцев 2021 года грузооборот морских портов России вырос на 1,8%. Рост «вытянули» уголь, нефтепродукты, контейнеры и черные металлы. Если же говорить о грузопотоке российских внешнеторговых грузов через порты сопредельных балтийских государств, то в целом он снизился. По данным Минтранса России, через порты государств Прибалтики было перегружено почти на 19% меньше грузов, чем годом ранее, а через Финляндию российский грузопоток упал почти на 5%.
В то же время, говоря о Прибалтике, следует отметить, что здесь вновь стал расти грузооборот российских нефтеналивных грузов. Так, за 9 месяцев текущего года он взлетел сразу в 1,5 раза — до почти 750 тыс. тонн, распределивших практически по всем прибалтийским нефтеналивным терминалам. Это произошло на фоне роста экспорта нефтепродуктов из России в целом. Так, грузооборот нефтепродуктов в отечественных терминалах вырос на 3,2%, до 110,5 млн тонн. В основном, рос экспорт темных нефтепродуктов, в то время как светлые поставлялись преимущественно на внутренний рынок, о чем более подробно мы писали ранее >>>>
«Полакомились» прибалты и перевалкой российского зерна с черными металлами. Зерно для российского Балтийского бассейна — это вообще «больное место». В Санкт-Петербурге и Ленинградской области специализированные зерновые терминалы отсутствуют, таковые есть в Калининграде, но это уже другая история. Попытки калининградской «Содружество Соя» построить зерновой терминал в Ленобласти натолкнулись на непонимание, и теперь российское зерно благополучно подкармливает экономику прибалтийских государств.
Увеличили прибалтийские портовики и перевалку черных металлов из России на фоне роста их экспорта, в том числе, через отечественные терминалы.
Ситуация с углем более сложная. Хотя грузооборот угля через порты России вырос довольно существенно, почти на 12%, его экспорт через прибалтийские порты стремится к нулю, но в то же время растет через финские терминалы Тахколуото (порт Пори) и Лаппохья. Причем растет существенно — в 1,6 раза, достигнув 755 тыс. тонн. Это интересный момент, поскольку Финляндия со всей своей «зеленостью» ввела в эксплуатацию специализированный и автоматизированный угольный терминал в Тахколуото несколько месяцев назад на фоне недостатка таковых в российских портах Балтики (не считая «Ростерминалугля» в порту Усть-Луга). Благодаря автоматизации процессов, на финском терминале было достигнуто значительное сокращение вагонооборота и оптимизация затрат. Терминал оснащен двумя вагоноопрокидывателями, двумя станциями размораживания груза, стакером, реклаймером, судопогрузочной машиной, четырьмя установками магнитной очистки, установкой для дробления, пробоотборником. Терминал может осуществлять выгрузку до 350 вагонов в сутки и погрузку судов типоразмера Capesize со скоростью более 40 000 тонн в сутки. Экологическая безопасность терминала обеспечивается тем, что принято называть наилучшими доступными технологиями. Инвестором терминала является финский портовый оператор Rauanheimo.
Опыт Финляндии говорит о том, что «хоронить» угольную перевалку на Балтике преждевременно. Хотя все долгосрочные прогнозы говорят о тенденции на снижение потребления угля в Европе в связи с экологической повесткой, текущий энергетический кризис продемонстрировал, что «зеленые» пожелания не всегда совпадают с реальностью. Это стимулирует строить спецализированные угольные терминалы и на российской Балтике: посмотрим, что в этом плане получится у «Приморского УПК» и сможет ли он конкурировать с финнами.
Возможно, в росте перевалки угля через Финляндию при практически обнулении таковой через Прибалтику, где в том же Вентспилсе также имеется специализированный угольный терминал, обладающий ко всему прочему крытым складом, имеется и политический аспект: отношения России и государств Прибалтики оставляют желать лучшего, в то время как с Финляндией они остаются достаточно «ровными».
Отметим, что основными российскими грузами, которые идут через порты Прибалтики, были и остаются минудобрения (Прибалтика) и руда (Прибалтика и Финляндия). Сейчас их перевалка демонстрирует снижение на фоне общего падения экспорта, а ввод новых мощностей в порту Усть-Луга и в Приморске станет серьезным вызовом для зарубежных балкерных терминалов.