• 15 октября 2021

    ESG: почем экология для народа?

    Практики экологического, социального и корпоративного управления (ESG) становятся все более важным фактором для компаний, в том числе в сфере водного транспорта, который, впрочем, от этого может даже выиграть.

    Вслед за разговорами об «углеродном следе» и необходимости его снижения, в мировой деловой практике начинает активно внедряться т. н. ESG (практики экологического, социального и корпоративного управления). Соответствие стандартам этого управления все чаще становится одним из ключевых факторов при принятии финансовыми и государственными структурами решений о поддержке тех или иных проектов. Появляются компании, специализирующиеся на ESG-аудите, формируется целый рынок соответствующих услуг. Неудивительно, что транспортная отрасль находится на «линии огня» этой повестки.

    Если говорить о конкуренции между разными видами транспорта, то водный транспорт может оказаться в выигрыше, поскольку считается одним из наименее углеродоемких. Как рассказал в ходе конференции «Черное море. Логистика нефтяного экспорта», состоявшейся на днях в Сочи, вице-президент Российского союза химиков Евгений Синяков, ESG повестка будет оказывать все большее давление на цепочки поставок. При этом углеродоемкость транспорта оценивается в тонно-километрах. Наиболее углеродоемкими считаются авиа- и автотранспорт, наименее – железнодорожный и водный транспорт. При этом в странах ЕС уже работают над переориентацией грузопотоков на водный транспорт для снижения выбросов углерода. По словам эксперта, Россия также намерена добиться включения атомной энергии в число углеродно нейтральной. Это особенно важно в связи с планами по развитию судоходства в Арктике.

    Отметим, что еще год назад в России было заявлено о создании Банка данных природных катастроф, техногенных аварий и национальных ESG-индикаторов ИНФРАГРИН. В банке предусматривается накопление информации о метриках ответственного инвестирования – ESG-индикаторов и рейтингов, индексов в сфере устойчивого развития, присвоенных российским компаниям и территориям, что позволит сопоставлять оценки рисков и их физическую реализацию.

    Имеются и конкретные примеры финансирования в России с учетом ESG. Среди них можно привести предоставление рефинансирования «Порту Ванино» со стороны Сбербанка. Благодаря этому «Порт Ванино» сможет продолжить реализацию проектов по снижению воздействия на состояние окружающей среды: до 2024 года будут спроектированы и установлены пылеветрозащитные экраны для предотвращения пыления при перевалке насыпных грузов.

    «Реализуя Стратегию 2023, Сбер уделяет приоритетное внимание ESG-факторам новых проектов, в том числе мерам по охране окружающей среды», - прокомментировал предоставление рефинансирования порту старший вице-президент Сбербанка Владимир Ситнов.

    Российские лизинговые компании, работающие в транспортном сегменте, также смотрят в сторону ESG. Как рассказал генеральный директор ГК «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер в ходе конференции «Российский лизинг», организованной WorldwideExpert Conferences при поддержке Объединённой лизинговой ассоциации, «в будущем ESG повестка окажет непосредственное влияние на лизинговую отрасль. Очевидно, что появление регулятора отрасли приведет к возникновению новых требований, предъявляемых к бизнесу. Поэтому уже сейчас важно начинать интегрировать ESG практики в бизнес-модель компании, применяя комплексный подход ко всем трем факторам».

    Со своей стороны «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) накануне заявила о внедрении ESG-оценки лизинговых проектов при принятии решений об инвестировании. В настоящее время доля «зеленых» и «социальных» проектов в лизинговом портфеле компании составляет почти 15%. 

    «Россия призывает к сбалансированному подходу к вопросам устойчивого развития без энергетических перекосов в ту или иную сторону»

    Система ESG-оценки позволит определить экологичные проекты, которые могут быть профинансированы за счет «зеленых» финансовых инструментов.

    «Наша задача – выстроить системную работу по управлению ESG-вопросами, чтобы оставаться надежным партнером для государства и бизнес-сообщества на пути к достижению целей устойчивого развития», - отметил генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих.

    К настоящему времени ГТЛК законтрактовано 10 экологичных судов на СПГ на общую сумму 55 млрд руб. Среди них – пять танкеров, два лайнера и три пассажирских судна.

    При этом ГТЛК стала первой из российских лизинговых компаний, которая получила национальный рейтинг ESG – на уровне ESG-III от агентства «Эксперт РА», что означает высокий уровень соблюдения интересов в области устойчивого развития при принятии ключевых решений.

    По мнению коммерческого директора ГК «ВТБ Лизинг» Евгения Татаринова, «на сегодняшний день формальных критериев удешевления финансирования и лобовых выгод для ESG проектов на лизинговом рынке нет. Однако мы понимаем, что за этим будущее. В ближайшее время появятся целевые программы кредитования и субсидирования именно таких проектов, и лизинговые компании смогут привлекать под них ресурсы дешевле. Поэтому мы консультируем своих клиентов по вопросам, связанным с ESG повесткой, а пока «зеленым» проектам даем некую преференцию и место в очереди с точки зрения кредитных процедур. В ближайшие год-два можно будет уже увидеть на полке продукты ESG и не-ESG с неким спредом в ценовых характеристиках».

    Также следует отметить, что крупнейшая судоходная компания России «Совкомфлот», делающая ставку на применение экологичного топлива на своих судах, была включена агентством Weber Research в свой ESG рейтинг.

    Говоря в целом, Россия призывает к сбалансированному подходу к вопросам устойчивого развития без энергетических перекосов в ту или иную сторону. И здесь можно привести недавнее заявление президента России Владимира Путина в ходе пленарного заседания международного форума «Российская энергетическая неделя»: «сейчас мы очень эмоционально подходим к окружающей среде, и нам нужно выстроить иерархию различных приоритетов. Например, биоразнообразие очень важно, и изменение климата – это ключевой фактор для нашего будущего, мы должны также делать на этом акцент. Но мы не хотим заниматься исключением чего-то и сокращать производство энергии. Миру нужно больше энергии, и поэтому такие компании, как ExxonMobil, BP и, конечно же, мы, как все энергетические компании, должны производить эту энергетику и делать это устойчивым образом в соответствии со всеми стандартами. Я думаю, что это и в России тоже справедливо. Когда у нас есть какое-то внешнее финансирование от различных кредитных агентств в западных странах, мы говорим о том, что все эти финансовые институты требуют от нас соблюдения ESG».

    Дискуссию по вопросам применения альтернативных видов топлива ИАА «ПортНьюс» в партнерстве с ПАО «Совкомфлот» проведет 27 октября 2021 года в Москве в ходе V конференции «СПГ-флот, СПГ-бункеровка и другие альтернативы». Подробнее о конференции >>>>

Автор

Виталий Чернов

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен