• 26 июня 2008

    Кто построит новый порт?

    Строительство глубоководного порта в Архангельск еще в прошлом году было названо одним из важных проектов по развитию портовой инфраструктуры России. Однако до сих пор неизвестно, каким образом этот проект будет реализовываться, и кто может стать потенциальным инвестором. О перспективах голландских компаний принять участие в проекте заявил генеральный консул Нидерландов в Санкт-Петербурге Эдуард Хукс. Между тем, эксперты сегодня не уверены в безусловной привлекательности Архангельска для судоходных линий, но считают, что строительство железнодорожной трассы «Белкомур» значительно повысит транспортную доступность порта.

    Генеральный консул Нидерландов в Санкт-Петербурге Эдуард Хукс заявил, что голландские компании рассматривают возможность участия в строительстве глубоководного порта в Архангельске. Как передает РБК, он подчеркнул, что Голландия заинтересована в поставке оборудования для дноуглубительных работ и обустройстве причальной линии. «Установление тесного партнерства между Архангельской областью и Голландией позволит в разы увеличить товарооборот порта», - отметил Эдуард Хукс.

    О строительстве нового глубоководного порта было заявлено на совещании, которое проходило в сентябре прошлого года в Архангельске. Глава Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко заявил, что «мы обязаны построить современный торговый порт под Архангельском», увязав его проектом строительства железнодорожной ветки Белкомур. По мнению руководителя Росморречфлота, новый порт сможет переваливать до 30 млн. тонн удобрений в год с Березниковского и Соликамского месторождений, а также наливные грузы непосредственно с северных нефтегазовых месторождений. По словам Александра Давыденко, сейчас строятся новые танкеры ледового класса, которые смогут заходить в порт, если он будет иметь достаточные глубины.

    Архангельский морской порт принимает суда с осадкой до 9,2 метра, длиной до 175 метров, шириной до 30 метров. Основная проблема существующего порта Архангельск заключается в малых глубинах, позволяющих принимать суда грузоподъемностью только до 20-30 тыс. тонн. Это приводит к тому, что порт, не имея возможности принимать крупнотоннажные суда, сегодня загружен лишь на 40%, в то время как грузоперевозчики испытывают недостаток перевалочных мощностей в других портах.

    По данным ФГУ «Администрация морского порта Архангельск», грузооборот порта Архангельск в январе-мае 2008 года составил 2,1 млн. тонн, что на 12,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Перевалка машин и оборудования составила 4,7 тыс. тонн, что в 5,6 раза выше показателей аналогичного периода прошлого года. В структуре прибывшего каботажа перевалка контейнеров снизилась на 28,4% и составила 1,9 тыс. тонн, перевалка черных металлов – 1,8 тыс. тонн (в январе-мае 2007 года обработка этого вида груза не велась). Прочие генеральные грузы составили 68,4 тыс. тонн (+10,6). В структуре экспортных грузов контейнерооборот составил 15,9 тыс. тонн, что на 39,3% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Лесные грузы составили 236,1 тыс. тонн (+4,7%). Перевалка целлюлозы составила около 42 тыс. тонн, что на 38,3% выше показателей января-мая прошлого года. Перевалка картона и бумаги возросла на 61% и составила 10,9 тыс. тонн.

    В администрации Архангельской области планируют строительство нового глубоководного порта в районе губы Белого моря у острова Мудьюг. Ожидается, что новый порт будет специализироваться на работе с контейнерами, насыпными грузами, а также обеспечивать поддержку работ на северных нефтегазовых месторождениях. Грузовую базу должна обеспечить железнодорожная магистраль «Белкомур», которая должна соединить регионы Урала и Сибири с портами Северо-Запада в обход центра России, что позволит уменьшить путь доставки. Проект был заморожен в 2002 году из-за нехватки финансирования, а в 2006 году администрации Пермского края и Республики Коми предложили возобновить проект. Магистраль должна пройти по маршруту Соликамск-Гайны-Сыктывкар-Архангельск. До первого июля должна быть подана заявка на выделение средств из инвестиционного фонда на строительство железной дороги. На средства Инвестиционного фонда предполагается должны быть построены не только южный и северный участки Белкомура, но и подъездные пути к Архангельскому порту.

    Впрочем, если у Белкомура уже есть определенные инвесторы, «собранные» руководителями регионов Северо-Запада, то у Архангельского порта пока четко определенных инвесторов нет. Между тем, план строительства Архангельского глубоководного порта включен в проект концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Планы на создание особой экономической зоны портового типа в Архангельской области также не были воплощены в жизнь: по крайней мере, в первом конкурсе по отбору регионов для портовых ОЭЗ от Архангельска заявки не было.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен