• 19 июня 2008

    Пограничный вопрос

    На этой неделе в Хельсинки прошли переговоры между Министерством транспорта РФ и Министерством транспорта и связи Финляндии. Основным вопросом, по-прежнему остается ликвидация очередей на автомобильных пунктах пропуска на границе и улучшение условий для водителей за счет строительства стоянок . Между тем, поток грузов, идущих в Россию через финские порты продолжает расти, соответственно растет и объем автомобильных перевозок. В этом году он вырастет еще на 20%, а значит, проблема встанет еще более остро.

    По данным Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Ространснадзора, объем перевозимых автотранспортом внешнеторговых грузов России (как импорта, так и экспорта) через границу с Финляндией в 2007 году увеличился на 4,2% и составил 8,5 млн. тонн. Как отметил возглавлявший российскую делегацию заместитель министра транспорта РФ Евгений Москвичев, сегодня рост составляет около 20%. Растет, прежде всего, импорт товаров, так как объем экспорта сокращается в связи с сокращением вывоза леса.

    Между тем, в условиях роста объемов перевозок грузов, многие пункты пропуска уже исчерпали свою пропускную способность и не справляются с возросшим потоком автомобилей. Очереди из автомобилей уже стали привычным явлением и в пиковые дни достигают нескольких десятков километров. Сейчас на границе России и Финляндии работает 15 пунктов пропуска, но основной поток грузов проходит через три пункта пропуска: «Торфяновка», «Брусничное» и «Светогорск». В прошлом году количество автомобилей, прошедших через «Торфяновку» возросло на 5% до 457,1 тыс. единиц, всего они перевезли 3,3 млн. тонн грузов, поток автомобилей через «Брусничное» вырос на 26% и составил 304,5 тыс., при объеме грузов 2,4 млн. тонн. Наибольшую динамику продемонстрировали перевозки через АПП «Светогорск», где количество грузовиков выросло на 51% до 183,6 тыс. единиц, которые перевезли 1,5 млн. тонн грузов.

    Значительную долю импорта в Россию составляют автомобили, которые приходят в финские порты. В 2007 году через финские порты в Россию было импортировано более 1 млн. автомобилей. За год границу пересекло 117 тыс. автовозов, что в 1,3 раза больше, чем в 2006 году. С 29 мая для того, чтобы разгрузить АПП «Торфяновка», ввоз в Россию новых автомобилей через российско-финляндскую границу разрешен только через пункты «Брусничное» и «Светогорск». Причем основной поток автовозов должен быть сориентирован именно на «Светогорск». Однако для обеспечения приемлемых условий движения через АПП «Светогорск» необходимо, прежде всего, решение вопроса о реконструкции автодороги Выборг-Светогорск и перевод ее в статус федеральной трассы.

    Не лучше обстоят дела и на других пунктах пропуска: из-за сложного рельефа местности и узкой проезжей части автодорога на подъезде к АПП «Брусничное» имеет ограниченную пропускную способность. Из-за этого возникают сложности при проезде в обход общей очереди для автобусов, а также порожних автомобилей, не требующих углубленного таможенного досмотра. Также необходимо расширение подъездов к АПП «Торфяновка», а также реконструкция и переоснащение самого пункта пропуска.

    Согласно достигнутой договоренности, для обеспечения бесперебойного движения и улучшения условий проезда автопоездов между пропускными пунктами «Ваалимаа» (с финской стороны) и «Торфяновка» (с российской стороны) была создана рабочая группа по координации проекта обустройства пунктов пропуска, в работе которой приняли участие представители министерств транспорта, дорожных, таможенных и пограничных служб обеих стран.

    В настоящее время Финляндской стороной проводятся активные работы, направленные на развитие инфраструктуры в приграничной зоне на территории Финляндии - в непосредственной близости от пункта пропуска «Ваалимаа» предполагается строительство площадки для стоянки автотранспорта на 1000 грузовиков. Очереди из грузовиков оказывают серьезную нагрузку на инфраструктуру Финляндии, поэтому неоднократно звучали предложения ввести плату за стоянку грузовиков на дорогах страны Суоми, в частности, и за размещение на стоянке. Однако пока все пользование дорожной инфраструктурой остается бесплатным.

    Российская сторона проинформировала участников встречи о том, что проект реконструкции подъездных путей к пропускному пункту «Торфяновка» проходит Главгосэкспертизу России. Начало производства работ запланировано на август 2008 года. В 2008 году будет произведен капитальный ремонт трассы «Скандинавия» на участке 128–141 км и ремонт моста «Дружба» с окончанием работ в 2009 году. Кроме того, в период до 2015 года планируется провести реконструкцию трассы «Скандинавия» на участке 47-131 км в рамках реализации Федеральной целевой Программы «Развитие транспортной системы России до 2015 года».

    Мария Мокейчева 

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен